Начало интервью читайте здесь.

Легко ли быть успешным подростковым писателем, как не запутаться в десятках персонажей из нескольких циклов, кто они — читатели фантастики с возрастным рейтингом «восемнадцать минус», имеют ли шанс повзрослеть персонажи-подростки — все это мы узнали у Евгения Гаглоева, создателя одной из самых популярных в России литературных вселенных. А главное — Евгений почти проговорился, чем закончится «Мир Санкт-Эринбурга».

Справка Первого областного информагентства: Евгений Гаглоев — писатель, работающий в жанре фэнтези для подростков. Наиболее известен несколькими циклами («Зерцалия», «Пардус», «Арканум», «Авангард», «Пандемониум», «Чернокнижец»), действие в которых происходит в вымышленном городе Санкт-Эринбурге. Как признает сам фантаст, Санкт-Эринбург — это смешение двух его любимых городов, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Суммарный тираж книг Евгения Гаглоева на сегодня превышает полтора миллиона экземпляров.

Палка, палка, огуречик...

— Многие писатели признаются, что создают персонажей, «выщипывая» по кусочку из реальных знакомых. Ваши герои рождаются так же?

— Главные герои рождаются исключительно из головы. Есть определенные правила создания ГГ — сильная сторона, слабая сторона, хобби, секрет и так далее. А вот второстепенные герои — да, тут часто использую коллег, знакомых. У нас в театре (Гаглоев — руководитель литературно-драматургического отдела Новоуральского музыкального театра. — Прим. ред.) очень много разных типажей. Некоторых своих знакомых даже ввожу в книги, не меняя имени. Ни разу пока никто не обиделся. Да я никогда и не представляю реальных людей с плохой стороны.


12+

— А еще ваши герои очень мало сидят в соцсетях. Это из этой же серии?

— А знаете, сейчас смотришь на современных подростков — они реально мало сидят в соцсетях. У меня есть страница в «ВКонтакте». И если говорить об этой соцсети, то раньше в ней постоянно обрушивались какие-то комментарии, лайки, репосты. А сейчас количество лайков заметно сократилось, но увеличилось количество просмотров. То есть продолжают следить за новостями, но не вступают в диалоги с другими. Многие ребята не то чтобы ушли из привычных соцсетей, но нашли себя в чем-то еще. Сейчас есть эти «тик-токи» (которые, правда, тоже потихоньку отмирают), блогеры, многие сидят на YouTube, в «Телеграм». Но больше используют это всё как мессенджеры. А когда стартовал мой «Пардус», соцсетей, наоборот, еще практически не было, были разные форумы. И в какой-то книге у меня герои немножко общаются именно на старомодном — для сегодняшнего дня — форуме. Но потом я от этого решил уходить.

— Ну и соцсетей у нас стало поменьше.

— Да, один раз у меня были упомянуты в книге «Фейсбук» и «Инстаграм» (запрещены в РФ). А сейчас идут новые допечатки тиражей, где все тактично исправлено. Раньше было «Я удалю тебя из своего „Фейсбука“!». Теперь: «Я удалю тебя из своих соцсетей!».

— Герои ваших книг растут, как реальные люди? Ведь время идет. Может, пора и их делать взрослыми, и возрастной рейтинг новых книг повышать?


— Вообще именно «Зерцалия» — это же был первый заход в мир Санкт-Эринбурга. И у меня очень хорошо работала цензура, и внутренняя, и внешняя. Если персонажам по 15 лет, то не надо ничего лишнего... Поцеловались, первая влюбленность — и хорошо. А в «Чернокнижце» по сравнению с «Зерцалией» прошло уже два-три года, персонажи уже совершеннолетние. В «Аркануме» героям по 18 лет, там уже есть и поцелуи, и намеки на нечто большее: девушка пошла прощаться с парнем, вернулась домой под утро, а были они в отеле... Каждый понимает как хочет. Читатели взрослеют, им этого тоже хочется.

— А встретят ли когда-нибудь читатели замужнюю Катерину Державину, Никиту Легостаева в звании майора спецназа?


— В принципе, почему бы и нет... Мир Санкт-Эринбурга ведь постоянно развивается. Посмотрим, будет ли это все популярно через сколько-то лет, но повзрослевшие герои — да, это интересно. Вот, кстати, цикл «Пардус» и цикл «Авангард» — между ними хронологически разница в три года. Никита Легостаев есть и там, и там, и, понятно, в «Авангарде» он уже не школьник, вполне себе взрослый парень.

— Изменились ли за годы писательства читатели? Все-таки целое поколение сменилось.


— Я смотрю на ребят, которые приходят на встречи. Да, они меняются. Сейчас они очень четко знают, чего они хотят, проще и позитивнее относятся к жизни. У них нет, как у нас, какого-то четкого плана: школа, училище, армия, семья. Они заканчивают школу — и выходят в мир, и думают, что могут пробовать себя во всем, что захотят. Вот сейчас множество блогеров, потом возникнет еще что-то. Но у них горят глаза, они позитивно настроены, они доброжелательны друг к другу.

Не Эринбургом единым...

— За пределами вселенной Санкт-Эринбурга есть у вас и другие произведения, причем вроде бы даже не подростковые, для взрослой аудитории.

— Параллельно с «Зерцалией» в издательстве «АСТ» выходила серия «Афанасий Никитин» для 10—12-летних читателей. «Кефир, Гаврош и Рикошет» — это для 6+. Это истории наподобие «Чип и Дейл спешат на помощь», там герои — милые енотики-детективы. И «Охотники за мифами» от издательства «Росмэн», тоже для ребят 6+. Еще была серия «Аграфена», такое хулиганское фэнтези для детей про говорящих котов, которые ведут себя практически как дворовая гопота. Условный стимпанк, я при написании вдохновлялся образами из аниме — все эти летающие парусники, паровые машины с магией напополам...


12+

— То есть все-таки все творчество — для несовершеннолетних?

— Нет. Был еще «Хрустальный дворец», это как раз серия с рейтингом 16+. Ее начинали лет 12 назад издавать в Беларуси. Изначально эта история планировалась как синопсис большого сериала а-ля «Россия 1». Молодые девушки, детектив, тайны, интриги, расследования, зловещие корпорации... Синопсис был написан аж на 80 страниц, но потом компания поняла, что снимать все это будет очень дорого. Сериал так и не сняли, а я решил переделать эту глобальную историю в книги. Там аудитория, конечно, уже постарше. Как раз... ну как раз женщины, которые смотрят сериалы по «России 1»!

Был даже смешной случай, на YouTube две девушки-блогера обсуждали книгу и утверждали: ну это же чисто «Россия 1». Я в комментариях им написал: так это и писалось для «России 1»! Они так порадовались своей проницательности!

В «Хрустальном дворце» тоже действие происходит в Санкт-Эринбурге, но без всякой мистики и колдовства, просто закрученный детектив. Некоторые персонажи, обычные люди, из других циклов, там встречаются. Например, журналистка Марина Легостаева из «Пардуса» — одна из героинь «Дворца».

— Есть ли желание попробовать себя в других жанрах кроме фентези?

— Буквально в следующем году я как раз поэкспериментирую: будет молодежная хоррор-трилогия. У меня один из любимых авторов — Стивен Кинг, вот решил немножко потоптаться на его поприще. «Оно», «Сияние» — прямо любимые книги.

Гаглоев 10 лет спустя

— Мир Санкт-Эринбурга развивается. К чему все в конце концов придет?

— Ну, у нас ведь есть один архизлодей еще со времен «Зерцалии» — Ипполит Германович Бестужев. Он мелькает во всех почти циклах и собирает артефакты, дающие какую-то власть. Мы знаем о его коллекции, но пока не знаем, для чего она. И вроде бы он особо не влияет на сюжеты. Но есть подозрение, что когда-то в будущем все это выльется в один глобальный конфликт.


— И все герои всех циклов соберутся в команду Мстителей...

— Да, читатели постоянно спрашивают: а будет ли собран отряд? Честно — не знаю. Пока — нет, это же надо всех собрать, замотивировать, уделить каждому время...

— С героями неясно, но свою-то жизнь вы планируете? Какими вы ожидаете через 10 лет увидеть Евгения Гаглоева и его читателя?


— Ну, как минимум масштабом с Алексея Иванова (смеется). А читатели... Повторюсь, поколения меняются. И высший пилотаж для писателя — и через годы оставаться интересным для новых поколений читателей. А через 10 лет... Одна девушка впервые пришла ко мне на встречу в 12 лет, с папой. А последний раз — с мужем и коляской.