Легко ли быть успешным подростковым писателем, как не запутаться в десятках персонажей из нескольких циклов и успешно смешать два российских города — все это мы узнали в ходе «Рыжего феста» у Евгения Гаглоева, создателя одной из самых популярных в России (если судить по тиражам и числу допечаток) литературных вселенных.

Справка Первого областного информагентства: Евгений Гаглоев — писатель, работающий в жанре фэнтези для подростков. Наиболее известен несколькими циклами («Зерцалия», «Пардус», «Арканум», «Авангард», «Пандемониум», «Чернокнижец»), действие в которых происходит в вымышленном мегаполисе Санкт-Эринбурге. Как признает сам фантаст, Санкт-Эринбург — это смешение двух его любимых городов, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Суммарный тираж книг Евгения Гаглоева на сегодня превышает полтора миллиона экземпляров.

Корни в комиксах

— Евгений, как вы вообще пришли к писательству?

— В юности я дико увлекался комиксами. Сам рисовал с 2000 года. Но пристроить их куда-то дальше моего родного Новоуральска было нереально. Тогда комиксами особо не интересовались, разве что в Москве издавали «Человека-паука» тоненькими журнальчиками. Когда с комиксами не получилось, решил попробовать себя в тексте, воплотить придуманные истории. Вот, воплотил.

Я еще сотрудничал с детской газетой как внештатный автор, потом, повзрослев, перешел во взрослое издание. Словом, навыки написания связного текста у меня были. Закончил текст, сразу решил, что это прямо «нетленка», отправил его во все издательства, до которых смог дотянуться. И даже получил ответы! Но ответы были в том духе, что надо бы доработать, переделать, не наш формат и так далее. Дальше я шесть-семь лет доводил до совершенства этот свой первый роман. Благо нашлись в издательствах хорошие люди, которые помогали советами. В конце концов текст взяли в работу. Это был черновик «Пардуса», тогда он назывался «Кошачий глаз». Вышел первый роман, а буквально через полгода очень успешно стартовал цикл «Зерцалия» в издательстве «Росмэн».


12+

Это была первая крупная удача. Недавно «Зерцалии» исполнилось уже десять лет. Мы с читателями с размахом отметили этот юбилей большим праздничным мероприятием в Москве. Но начиналось все с комиксов!

— Что-то комиксовое в ваших текстах, по-моему, осталось. И что-то от кинематографа. От «Пардуса» вообще остается впечатление, что это «Человек-паук» в российских декорациях.

— Да, это действительно такая комиксовая супергероика на наш лад. Мы на «Рыжем фесте», кстати, обсуждали творчество «Марвел» и наш им ответ. И я думал: какой еще ответ? У нас своя есть история, первые комиксы в России были опубликованы, если мне память не изменяет, в 1916 году.

Ну и сам я очень люблю кино, экшен, какие-то боевики. Поэтому, когда описываю в книгах боевые сцены, представляю себя: кто на кого, куда, с какой ноги… поэтому, наверное, и получаются такие кинематографичные описания.

Смена пола и парадоксы времени

— В «Зерцалии» меня удивила личность главного героя — это девочка-подросток Катерина Державина. По-моему, взрослому мужику чрезвычайно сложно реалистично изобразить характер, мысли, метания девчонки.

— Тут смешная история. Написан первый том «Зерцалии» был где-то 12 лет назад, и изначально главным героем был парень Матвей. Это он «приключался» с зазеркальными монстрами, и была у него подруга Катерина. Но когда текст уже был одобрен в издательстве, руководители подумали и попросили сменить главному герою пол. На тот момент, примерно в 2012 году, основную читательскую массу подобной литературы составляли девочки-подростки. И им нравилось, когда центральным персонажем в книге являлась, соответственно, девочка, они ассоциировали себя с героиней, глубже погружались в историю. Так что я провел рокировку и поменял Матвея с Катериной местами. Ей достались все шишки, а Матвей стал просто другом главной героини.


Но на самом деле я постоянно окружен женщинами в семье: у меня сестра, взрослая племянница, тетки, бабушки. Так что было с кем проконсультироваться. А некоторые вещи я просто снимал с реальных знакомых девушек, женщин и вкладывал в книгу.

Потом, пока издавалась «Зерцалия», к чтению подтянулись мальчики. Это был как раз тот момент, помните, в середине 2010-х пошли разговоры, что молодежь совсем не читает. С выходом «Часодеев» Натальи Щербы, выпущенных как раз издательством «Росмэн», ситуация резко изменилась. Стало понятно: подростки все-таки любят читать, просто для них нужно издавать то, что им, современным, интересно, а не то, что взрослые дяди сами в детстве читали. И следующий цикл, «Пардус», он был уже про мальчика Никиту. А потом пошли уже книги, где главные герои и мальчишки, и девчонки, и даже парочки, как в «Аркануме».

— Получается временной парадокс: «Пардус» старше «Зерцалии», но при этом вырос как «вбоквел» от самого первого цикла из «Мира Санкт-Эринбурга».

— Ну пришлось немножко подогнать даты. Когда отмечали десять лет с первого издания «Зерцалии», издательство сделало специальную газету с хронологией событий, в каком порядке следует читать тома. Распространяли ее на сходках ребят-фанатов. Три тома такого-то цикла, потом полностью другой цикл, потом продолжаешь этот…


12+

— Вы сами-то не путались?

— У меня куча блокнотов дома с записями, есть куда заглянуть и освежить память. Но бывает, что через некоторое время забываешь второстепенных персонажей и их мотивации. На встречах ребята иногда спрашивают: а почему вот этот поступил вот так? А у меня история-то десять лет назад закончена, я просто уже не помню! Но глобальные события в памяти, конечно, держатся.

Как растут миры

— В одной вселенной Эринбурга у вас смешаны разные сюжеты, разные циклы. Это сознательное смешивание? Или, как считает один знакомый паренек, просто вам лень выдумывать новую вселенную?

— Оно как-то само произошло. В «Зерцалии» появился интересный персонаж, как раз Никита Легостаев, главный герой «Пардуса». Было огромное количество комментариев, читатели просили рассказать про него побольше. И возникла мысль сделать ответвление от арки «Зерцалии», спин-офф: тот же мир, но другой герой. Потом в самом «Пардусе» тоже возникла парочка персонажей, о которых читатели просили подробностей. И вот так одно ответвление, другое, и потом ты понимаешь, что у тебя уже появилась своя мультивселенная в духе «Марвел». И ребятам очень нравится встречать вот так в одних циклах героев других книг. Здесь он главный, а тут — появился на пять минут, и у всех дикий восторг. Так что так и родилась целая вселенная «Мир Санкт-Эринбурга» — одна на циклы «Пардус», «Зерцалия», «Пандемониум», «Арканум», «Авангард» и вот сейчас — «Чернокнижец». Кстати, Денис Чернокнижец впервые появился в «Пандемониуме», а сейчас у него уже заявлена своя трилогия.


И я старался сделать так, чтобы читатель, впервые столкнувшийся с этой вселенной, не терялся, чувствовал себя комфортно. Можно, не будучи знакомым с «Пандемониумом», начать читать «Чернокнижца», и все будет понятно. Зато потом, встретив знакомых персонажей в другом цикле, улыбнешься. Так что можно сказать, что Санкт-Эринбург разрастался именно благодаря читателям.

— Ваш Санкт-Эринбург — это какой-то вневременной мегаполис. Условная Россия, в которой уже появились смартфоны. События реальной жизни, даже глобальные, в ваших книгах никак не отражены. Это сознательная позиция писателя?

— Да, это сделано сознательно. Наш мир очень быстро меняется! У меня был такой опыт, я написал книгу «Афанасий Никитин» про мальчика-археолога из будущего. И тогда очень активно использовал метки времени: ноутбуки, стационарные компьютеры, проводные телефоны и так далее. Книга вышла, и уже через три года текст устарел насмерть: ушли стационарные компьютеры, ноутбуки сменились планшетами. И я тогда понял, что не надо было привязываться к каким-то конкретным модным вещам — и тогда бы даже через десять лет текст оставался актуальным для следующего поколения читателей. При переиздании «Афанасия» пришлось существенно поправить первоначальный текст, так что сейчас он вполне себе современный. Я учел это, работая над миром Санкт-Эринбурга. Понятно, что определенные вещи — школа, отношения между друзьями, спорт — никуда не денутся и мало изменятся со временем. А вот такие сиюминутные моментики старался опускать либо как-то обходить.

Продолжение интервью читайте завтра в рубрике «Культура+» на сайте Первого областного информагентства