50 лет как Крестный
25.02, 17:30, 16+
К/т им. Пушкина
Билеты по 200 рублей
QR-код: не забудьте



Культовой криминальной саге Фрэнсиса Форда Копполы 50 лет, пятьдесят! С 1972 года во всех телевизорах мира Аль Пачино и Марлон Брандо вершат судьбы нью-йоркской мафии, решают вопросы, отвечают за семью.

Фразы из фильма стали крылатыми, а персонажи появлялись в мультсериалах, на обложках журналов и в случайных шутках. Про мемы с Марлоном Брандо можно и не говорить, да? Смотрим культовую классику на большом экране и с хорошим звуком. И не забудьте про миндальные пирожные. Ради них действительно стоит «бросить пушку» ©.

Российские малотиражки
26.02, 18:00 и 19:30, 16+
Да, два захода, чтобы соблюсти требования Роспотребнадзора
«Клоповник»
Свердловский пр-т, 60, −2-й этаж
Вход свободный, но по записи, чтобы разделить потоки



В челябинском андеграундном подвале выставят самые необычные журналы со всей страны. Это самиздат, тоненькие и толстые журналы с фотографиями, комиксами, короткими заметками и стихами. Без цензуры, заметьте. Иногда они напечатаны, какие-то написаны, но все ходят по рукам и распространяются исключительно через знакомых. В экспозиции выставки — порядка сотни журналов, 15 из которых сделаны в Челябинске.

На вечеринке в честь открытия гостям расскажут про русский самиздат, устроят поэтическое выступление и мастер-класс по зинам (так называют журнальчики) прямо на месте. Можно прийти, посмотреть на чужие работы и тут же сотворить свою. Специально для этого позвали экспертов со всей России, которые научат не бояться экспериментировать, наполнять смыслом любую каракулю или странную фотку.

Опера Кандинского, исполнение Гутовского
26.02, 18:00, 16+
Музей искусств, зал Александрова
Билеты по 550 рублей (льготные за 440)
QR-код: попросят показать



Мало кто знает, что художник Василий Кандинский стал художником совсем не сразу. Он получил первоклассное образование, немного побыл юристом, учился музыке. И однажды написал сценическую композицию, что-то вроде одноактной оперы без диалогов и сюжета. Там были два главных персонажа — взрослый и ребенок. И шесть желтых великанов. Называлась работа «Желтый звук» и была первой главой четырехчастной «цветной драмы».

Тут стоит напомнить, что Кандинский обладал (или страдал) синестезией — способностью видеть звуки и слышать цвета. То есть музыка для него натурально была палитрой художника, каждый инструмент звучал цветом. Например, флейта была голубой, фагот — фиолетовым, а барабан — красным. Так вот, музыкально-театральное произведение Кандинского долгие годы оставалось непризнанным — художник не смог довести его до сцены. Наиболее известный вариант «Желтого звука» переложен на музыку Альфреда Шнитке. Впервые произведение сыграли в начале 1970-х, а в России и вовсе никогда.

Так вот, челябинский музыкальный авангардист Лев Гутовский решил исправить упущение. И в составе трио ХГБ (Гутовский, органист Владимир Хомяков и музыкант Сергей Белов) сыграет «Желтые звуки» в зале Музея искусств, на экспозиции абстрактных работ Кандинского. Гутовский уверяет, что это будет почти импровизация (насколько это вообще возможно при написанных нотах) и сеанс одновременной игры с учетом авторских указаний. А Кандинский был особенно чувствителен к паузам, они прямо строго прописаны в тексте.

Но мы увлеклись. Так вот, в зале музея состоится уникальный концерт. То, что вы услышите, — не услышите больше никогда.

На работу на велосипеде
26.02, 13:00—16:00, 12+
Дом архитектора
пр. Ленина, 41а
Вход по регистрации
QR-код: нужно будет показать



В Челябинске активно разрабатывают стратегию развития велосипедной инфраструктуры. Документ готовит бюро OTS Lab из Санкт-Петербурга. Несколько раз челябинское управление архитектуры запускало опросы среди горожан: где должны быть велодорожки, чего не хватает существующим маршрутам и так далее. А сейчас готовы провести что-то вроде соучастного проектирования.

Вместе с экспертами горожане смогут сами составить сеть велодорог в Челябинске, учитывая важные маршруты, рельеф и естественную историю города. Результаты этой групповой работы войдут в финальную версию стратегии развития. Мероприятие разделено на две части: сначала лекция о велодвижении вообще и в Челябинске в частности, а с 14:30 участники будут составлять план. Мы верим, что хороший.

Лаборатория Гауфа
27.02, 16:00, 12+
Молодежный театр
Вход по записи
QR-код: предъявляйте на входе



В Молодежке завершают приготовления к премьере: 5 марта здесь представят фантастическую историю «Каменное сердце» по сказке Вильгельма Гауфа. Ставит спектакль Александр Черепанов, и об этом мы поговорим чуть позже. А пока режиссер спецпроектов Дмитрий Писарев приглашает всех желающих поговорить о творчестве сказочника. Удивительно, Гауф начал писать очень рано, подарил миру множество необычных сказок. А в 24 уже умер. И насколько было страшно ему, чтобы придумывать страшилки для своих героев? В общем, на встрече будет много смешных и страшных историй, тайны и немного мистики.

Тем временем в понедельник

Первый челябинский танцевальный сайнс-арт
28.02 (и еще 01.03), 18:30, 16+
Театр «Манекен»
Билеты по 900 рублей
QR-код: предъявите


Это с репетиции калужского «Эфира»

В Челябинске сыграют два танцевальных спектакля жанра сайнс-арт — премьеру Театра современного танца Plumbum и постановку «Эфир», калужского Инновационного культурного центра и театральной компании «Ради света». В начале февраля мы говорили с Ольгой Поной, руководителем ЧТСТ, и она в нескольких словах рассказала о премьере.

Проектом занимается режиссер и хореограф Ярослав Францев. Он еще в прошлом году задумал мультижанровую историю IZOTOP.LAB, триптих на грани науки и искусства. Вдохновившись теориями ученых-физиков о времени и пространстве, хореограф решил поставить три танцевальных спектакля — о прошлом, настоящем и будущем.

Спектакль Plumbum — это прошлое. То прошлое, в котором люди прошли цифровую революцию, стали жесткими, агрессивными и опасными, как свинец. Когда живут по мысли «бей или беги». И то прошлое, в котором из этой наихудшей субстанции алхимики создавали философский камень. На сцене будет много лязгающего железа, резких звуков и резких танцовщиков. Ярослав Францев и Ольга Пона соединили физический театр, современный танец и музыкально-драматический фон. И кто знал, что премьера в Челябинске так совпадет с ситуацией в мире.

«Эфир», он о будущем. Это фантазия, спектакль-медитация о том, какими станут люди будущего. Называется постановка в честь пятого элемента, эфира, который связывает между собой разные энергии. Аристотель называл эфиром душу, а Эйнштейн — энергию пустоты. Художественным фоном для спектакля стали картины художницы и математика Светланы Калистратовой. Посмотрите заранее цикл ее работ «Инварианты», удивитесь.

Концерт в усадьбе Рябинина
28.02, 18:00, 12+
Усадьба Рябинина, ул. Каслинская, 137
Вход по записи, и она уже закрыта
Но вы все равно попробуйте



Мы рассказывали подробно эту удивительную историю: челябинские экоактивисты, любители искусства и старины на энтузиазме и с инвесторской помощью купили старинное здание, объект культурного наследия — особняк купца Рябинина. Пару лет назад волонтерское движение «Том Сойер Фест» восстановило домик снаружи — привели в порядок крыльцо и веранду, покрасили стены и наличники. А теперь все скооперировались и решили превратить площадку в большой культурно-исторический центр с коммерческой ноткой.

Первый концерт «Завтра весна…» — в тесном сотрудничестве с солистами Театра оперы и балета. В старинных залах (которые пока таковыми не выглядят) артисты театра исполнят русские романсы XVIII—XIX веков. Специально к концерту привезут старинное фортепиано, которое займет свое место в особняке.

И кажется, все это будет звучать настолько органично, что можно представить, как давали званый вечер сам купец Александр Лукич Рябинин и супруга его, Мария Тимофеевна.