Среда любого бизнеса — экономический рынок, который видоизменяется под влиянием различных факторов. Результаты предпринимательской деятельности напрямую зависят от того, соответствует ли продукт запросам потребителя. Товар занимает нишу, соразмерную его способностям удовлетворить потребность клиента.
Сформировать дальнейший вектор движения фирмы можно на основе маркетингового анализа рынка. Информация, полученная из исследования, поможет принять стратегические решения, усовершенствовать продукцию, устранить недостатки. Анализ проводят самостоятельно либо обращаются к специалистам.
Агентство MegaResearch предлагает услуги выполнения маркетинговых исследований, написания
Независимо от того, проводите вы исследования самостоятельно или нет, нужно владеть теоретической базой. Зная виды маркетингового анализа рынка, можно выбрать вариант, который наиболее точно подойдет компании в конкретный период времени. Разбираться в основных понятиях необходимо, чтобы правильно интерпретировать результаты.
Маркетинговый рынок: описание и виды
Маркетинговый рынок представляет собой потребителей, как существующих, так и потенциальных. У них есть запросы, которые нужно удовлетворить путем финансового обмена. Количество людей, нуждающихся в продукции, называется емкостью рынка. Ощущая потребность, клиенты готовы менять ресурсы на товар с его полезными свойствами.
Анализ рынка четкий и структурированный. Он направлен на изучение
- Потребительского спроса;
- Рыночного объема;
- Местонахождения.
Потребность формирует спрос, а он, в свою очередь, предложение. Поэтому выделяют такие виды маркетинговых рынков:
- Производители. Сегмент, который покупает товары или услуги с целью производства конечного продукта;
- Потребители. Обыкновенные люди, покупающие товары народного потребления для личных целей;
- Госучреждения. Они приобретают продукцию для выполнения своих функций;
- Посредники. Лица, которые покупают товар с целью дальнейшей реализации за добавленную стоимость, на чем получают прибыль;
- Международный рынок. Представляет собой совокупность всех покупателей, которые живут за границей.
По географическому положению рынки делятся на:
- региональные, охватывающие страну целиком;
- местные, принадлежащие области или району;
- мировой (объединяет все страны).
Какие виды маркетинговых исследований рынка бывают? Анализ отличается в зависимости от обширности информации, способов и техник. Выделяются такие модификации исследований:
- Общий анализ рынка. Самый распространенный и комплексный. Подразумевает изучение тенденций и процессов. В нем учитываются географические, демографические, экономические показатели с учетом законодательства. Используется для прогнозирования изменений, поиска сегмента, стратегического планирования;
- Конкурентный. Исследование дает возможность выявить слабые и сильные стороны компании и самого товара. Эффективный инструмент —
SWOT-анализ , на основе которого показываются плюсы и минусы, отображаются перспективы и угрозы; - Анализ маркетинговой стратегии. Проводится с целью выявления и устранения проблем в существующей тактике продвижения. На основе его результатов можно спланировать эффективную рекламную кампанию;
- Внутренний. Призван оценить, нет ли препятствий внутри компании, которые мешают ей продуктивно взаимодействовать с внешней средой. Для улучшения финансовых показателей требуется слаженная работа персонала, отделов, управленческого аппарата;
- Целевой. Составляется детальный портрет потребителя. Чтобы проработать максимальное число сегментов, делаются выборки в небольшие группы по общим сходствам. Результат одной группы принимается как обобщающий для всех представителей ниши;
- Посреднический. Определение наиболее перспективных партнеров для сотрудничества.
Зачем проводить маркетинговый анализ рынка?
Сущность рынка рассматривается как совокупность спроса и предложений. Если спрос на определенный товар преобладает, продавцу нет смысла тратиться на маркетинговые кампании, так как продукцию купят в любом случае. Такая ситуация крайне редко случается в современных условиях. Зачастую рынок на стороне потребителя, предложений больше, чем запросов. В таком случае применяются маркетинговые ходы, которые призваны завлечь и заставить клиента купить товар.
Чтобы эффективно продавать, нужно досконально понимать, в чем нуждаются потребители. Маркетинговые исследования предоставляют шанс занять свободные ниши, определить оптимальный целевой сегмент, изучить потребности клиента досконально. Перед тем, как приступить к анализу, необходимо сформировать задачи.
Цели исследования могут быть направлены на изучение:
- товара и его характеристик;
- состояния рынка: объема, конъюнктуры, тенденций;
- потребителя: его ожиданий, поведения, реакции;
- целевой ниши;
- «пустых» сегментов;
- конкурентной среды;
- ценообразования.
Структура маркетингового анализа рынка
Выполнение анализа требует скрупулезности и ответственного подхода. Информация будет наиболее показательной, если придерживаться плана. Четкая последовательность не позволит сделать поспешных выводов и прийти к неверному заключению. Сложные задачи делятся на небольшие пункты для легкости выполнения.
Независимо от вида рынка процесс исследования делится на этапы:
- постановка цели;
- составление плана;
- определение сроков и расходов;
- выбор методов сбора данных;
- поиск источников информации;
- проведение исследований;
- обработка полученных сведений;
- формирование отчета;
- выводы.
Менеджеры по маркетингу формируют из анализа презентацию, которая наглядно демонстрирует ответ на изначально поставленный вопрос. Приветствуются схематические и графические изображения, а не сухие данные. Задача сотрудника — выдвинуть гипотезы и доказать их фактическими данными.
Способы и методы проведения исследований
Для сбора, систематизации и обработки информации, на основе которой делаются выводы, применяют 2 метода:
- Количественный. Собираются числовые показатели, сводятся в таблицы, находится усредненное число. Данные структурированы и объективны. Их используют для точных прогнозов в цифрах;
- Качественный. Учитываются мнения людей, выдвигаются гипотезы. Информация не подлежит статистической оценке, так как является разрозненной и субъективной.
Как и где получить данные для анализа? Маркетологи успешно применяют способы:
- Опросы. Из сегмента выбирается небольшая группа, которой задаются одинаковые вопросы. Они могут быть с вариантами ответов или без. Полученные сведения обрабатываются, определяются по сходным точкам и отличиям. Данные сводятся к числовым показателям, формируются таблицы. В результате получаются точные цифры по конкретному вопросу;
- Фокус-группы. Небольшая выборка людей ведет дискуссию за круглым столом в реальном времени с представителем компании. У маркетолога есть возможность узнать «боль» клиентов, их мнение о фирме и продукте, учесть недовольство, выслушать предложения;
- Интервьюирование. Проводится персонально с каждым целевым клиентом. Имеет обширный круг заранее прописанных вопросов, на которые потребитель дает ответ в свободной форме;
- Наблюдение. Позволяет изучить поведение покупателя в естественной для него обстановке. Можно вести вживую или через видеозаписи;
- Полевые исследования. Дают возможность проверить гипотезу на практике. Определенная идея тестируется в реальных ситуациях с обыкновенными покупателями. По результатам такого исследования можно определить, готов ли продукт к выходу на рынок.
Заключение
Необходимость маркетингового анализа рынка в современных условиях неоспорима. Это обязательная статья расходов, на которой нельзя экономить. Не «прощупав почву» заранее, можно потерять большие вложения. Если вы считаете, что самостоятельное исследование — слишком трудоемкий и хлопотный процесс, обращайтесь в маркетинговое агентство MegaResearch. Мы выполним работу качественно и представим отчет в понятном виде.