Детский возрастной период от 4 до 5 лет называют временем относительного спокойствия. Ребенок миновал кризис и стал более послушным, покладистым, спокойным. Отмечается усиление потребности в друзьях, значительное повышение интереса к окружающему миру. Какими навыками уже владеет малыш к четвертому году жизни и какие развивающие занятия подходят для детей 4-5 лет, читайте в нашей статье.
Характеристика возраста
Когда ребенок достигает 4-5-летнего возраста, родители серьезно задумываются о необходимости подготовки к школе. Ведь к поступлению в первый класс малыш должен научиться чтению, владению ручкой и карандашами, азам математики. Приступить к подготовке правильнее заблаговременно, чтобы малыш успел освоить нужные знания и не потерял интерес к обучению в дальнейшем.
Этот возраст характеризуется следующими особенностями:- Малыш подвижный, энергичный, но обрел усидчивость. Заметно совершенствование мелкой моторики. Появляется любовь к рисованию.
- В 4-4,5 года отмечаются существенные внешние изменения ребенка. Начинают бурно развиваться мышечная и костная ткани.
- В развитии четырехлетнего малыша важна социальная сторона. Он начинает заводить друзей среди детей. Способен замечать чувства людей, сопереживать. Дошкольник научился формулировать свои мысли.
- Бурное развитие воображения. Ребенок живет в своем мире фантазий, создает сказочные страны. Он представляет себя главным героем, завоевателем недостающего ему в реальности успеха. Многие 4-летние детки имеют воображаемых друзей. Также безудержная детская фантазия в четыре-пять лет порождает различные страхи.
- У четырехлетнего ребенка продолжается процесс овладения родной речью. Многие детки этого возраста немного шепелявят. Наблюдается стремительный рост словарного запаса (рекомендуем прочитать статью: логопедические занятия для детей). В речи появляется выражение и интонация. Ему нравится озвучивать свои действия и все, что находится перед глазами. Он любознателен, все время задает множество вопросов.
- Дети старше четырех лет характеризуются значительным возрастанием интеллектуальных возможностей. Ребенок готов изучать буквы и цифры.
Потребности ребенка в развитии и в получении знаний
Психологическое развитие детишек четырех лет имеет особенности, в основе которых лежит активная любознательность. Она важна для формирования интеллекта, но требуется всевозможная поддержка взрослых. Нежелание ответить на вопросы ребенка, отказ от проведения познавательных игр и бесед может привести к упущению важного момента и, как следствие, возникновению у малыша задержки психического развития. В дальнейшем у ребенка проявятся трудности с обучением в школе.
Как бы ни желали родители скорейшей самостоятельности своих детей, полноценное их развитие требует от взрослых организации и участия в детских познавательный играх. Совместные занятия (развивашки, познавашки), энтузиазм взрослых — это залог положительного результата. Организация игр не потребует больших затрат сил и времени. Можно воспользоваться развивалками, которые разработаны для детей, учитывают их возраст, психику. Рабочие тетради и пособия широко представлены в книжных магазинах, что позволит выбрать наиболее подходящую, интересную и полезную методику и оформление.
Важно: когда ребенку 4 года, развивающие занятия с ним дома должны быть захватывающими. В этом возрасте малыши еще не способны долго усидеть на месте, поэтому обязательно нужны физкультминутки.
Основные направления развития детей 4-5 лет
Большое значение имеет проведение развивающих занятий с детьми дома. При этом нужно выбирать разные направления, от лепки до спорта. Рекомендуется разработать план домашних занятий и стараться его придерживаться. Составляйте такой план на пять-шесть дней, на основании результатов предыдущей недели. Не забывайте, что ребенку так же, как и вам, нужны выходные.
Комплексное обучение организуется так, чтобы уроки не обременяли малыша, а воспринимались им, как интересная забава. Ниже приведен оптимальный перечень навыков, которые нужно развивать в 4-5 лет.
Ориентируясь на эту информацию, вы сможете составить для себя список тех умений и знаний, которые актуальны для дошкольника этого возраста.
Речь и память:- использование более 1000 слов (до 3000 слов к пяти годам), построение фразы из 5-9 слов;
- речь должна быть понятна не только родителям, но и другим людям;
- знание признаков строения человека и животных, название частей тела;
- употребление множественного числа;
- правильное употребление предлогов;
- умение отыскать вещь по описанию;
- знание профессий;
- поддержание разговора, ответы на вопросы, верное их задавание;
- пересказ сказки, умение выучить наизусть стишки, потешки;
- знание своего имени, фамилии, возраста, города проживания.
Логическое мышление и внимание:
- мышление 4-летнего ребенка наглядно-образное; действия имеют практический смысл; до конца 5 года происходит постепенный переход к обобщенному, словесно-логическому мышлению;
- умение находить различия и сходства картинок, вещей;
- самостоятельная сборка предмета по образцу (пирамидки, конструкторы);
- умение сложить разрезанную на 2-4 части картину;
- уровень развития нейронных процессов обеспечивает выполнение ребенком одной задачи на протяжении нескольких минут (около 5), не переключаясь на посторонние предметы;
- умение вложить недостающие фрагменты картинки;
- обобщить и назвать одним словом группу вещей, найти пару, лишнюю вещь;
- подбор противоположных слов;
- распознавание на картине предметов, нарисованных неправильно, с объяснением, что именно неверно;
- умение сосредоточиться на отдельном задании, замечать мелкие детали.
Математика:
- знание цифр от 0 до 10, умение сосчитать объекты, соотнести их количество с цифрой;
- умение последовательно расставить цифры от 1 до 5 и наоборот;
- сравнение разного количества объектов, понятия: «поровну», «меньше», «больше».
Геометрия:
- положение объектов (сзади, спереди, справа, слева, снизу, сверху, в середине);
- знание геометрических фигур: квадрата, треугольника, прямоугольника, круга, овала;
- и геометрических тел: куба, цилиндра, пирамиды, конуса, шара.
Художественная литература:
- прослушивание произведения в течение 15-20 мин, ответы на вопросы по содержанию;
- просмотр иллюстрированной книги;
- знание жанров и видов искусства: песни, загадки, картины, музыки и др.;
- умение с помощью взрослых инсценировать понравившуюся часть произведения.
Чтение, подготовка к письму:
- знание всех букв алфавита;
- прочтение трехбуквенных слов;
- возраст характеризуется отличной работой знаковой памяти, поэтому к 5 годам ребенок станет делать попытки читать книги; не стоит бояться нагрузки малыша чтением, но и нельзя переусердствовать.
Физическая культура:
- улучшение координации движений, развитие моторики, ловкости и быстроты;
- рост мышц быстрый, но не равномерный, поэтому малыш четырех-пяти лет быстро устает;
- рост за год должен прибавиться в среднем на 5-7 см, масса тела — до 2 кг;
- скелет еще гибкий, так как окостенение не завершено, поэтому силовая зарядка противопоказана, а осанку нужно постоянно контролировать;
- возрастание потребности организма в кислороде; увеличение объема легких приводит к замене брюшного типа дыхательной системы грудным;
- значительные физические нагрузки на уроках приводят к утомлению сердечной мышцы, нарушению ритма сердечных сокращений; это выражается в покраснении, побледнении лица, учащении дыхания, одышке, некоординированных движениях; необходимо вовремя переключиться на другую деятельность.
Совет: в план физического развития следует включить зарядку, подвижные игры, танцы, ходьбу, бег и др. Переусердствовать нельзя, занятия проводятся в легкой и веселой игровой форме. Дома можно выполнять упражнения на детском тренажере, кататься на роликах, велосипеде, крутить обруч
Иностранный язык:
Если малыш успешно изучает родной язык, то можно начать изучение основ иностранного. Обучение можно проводить как дома, так и в специализированной группе для дошколят. Самостоятельные занятия следует проводить на основании пособий с заданиями для детей 4—5 лет. Полистайте с ребенком два-три пособия в магазине, чтобы вместе подобрать оптимальный курс обучения. Для ребенка важны не столько порядок преподавания материала, сколько красочность, наличие активных заданий (зарядка, раскрашивание
Окружающий мир:
- различие овощей, фруктов и ягод;
- знание домашних животных, диких животных, а также некоторых насекомых;
- названия дней недели;
- угадывание времен года по картинкам, знание их примет.
Полезно включать в занятия базовое обучение различным наукам. К примеру, ознакомление с космосом, странами, морями
Очень важно организовать процесс развития малыша дома, но нельзя делать из обучения культ. Усиленное давление на ребенка, требование от него послушания, кроме сопротивления, ни к чему не приведет.
Источник: развивашка.онлайн.