Кто видел, как бабуля карабкается по крутым ступенькам в «Икарус», поймет без лишних слов: чем ниже пол у автобуса — тем лучше. Сегодня за рубежом широкое распространение получили так называемые низкопольные автобусы («Low-floor», сокращенно LF). У них пол отстоит от поверхности дороги всего на 32−34 см, реже — 37 см. Такие значения поставили городские пассажирские перевозки на новый уровень. Если, водитель точно подъедет к бровке тротуара, то проблем с посадкой не возникает ни у бабушки с корзиной, ни у мамаши с детской коляской. Впрочем, для детских, а также для инвалидных колясок, некоторые автобусы снабжаются специальными откидными мостками-аппарелями. А уже упоминавшийся своеобразный по дизайну автобус Scania OmniCity оказался оригинальным и здесь. Он не только «улыбается» пассажирам, но еще и «кланяется» им: благодаря специальной подвеске кузов на остановке слегка наклоняется в сторону посадки.

Чтобы сделать пол низким, двигатель размещают не под салоном, как в «Икарусе», а позади. С этой же целью трансмиссию смещают в сторону, к борту; применяют и так называемые портальные ведущие мосты — прогнутые в средней части, наподобие перевернутой буквы П. Очень хороша для низкопольника электрическая трансмиссия: дизель приводит в действие генератор, а тяговые электромоторы располагают прямо возле ведущих колес — никаких длинных карданных валов, все, так сказать, коротко и ясно!

Водитель городского автобуса работает в очень напряженном режиме. Много часов подряд он бережно ведет громоздкую машину в густом и суетливом транспортном потоке. Добавьте сюда нервотрепку частых остановок, контроль за посадкой пассажиров и открытием-закрытием дверей. Поэтому забота о его комфорте — это и забота о безопасности движения, о здоровье и жизни пассажиров.

Одна из утомительных процедур при езде по городу — бесконечное переключение передач. Вот почему на городских автобусах получили распространение автоматические трансмиссии — 4−5-ступенчатые ZF, 3-ступенчатые Voith. Новейшие их образцы имеют электронное управление и несколько программ, что позволяет наилучшим образом приспособиться к конкретному маршруту. Хорошо «разгружает» водителя и дилель-электрическая трансмиссия.

Цены на современные городские автобусы «кусаются». Например, на германском рынке одиночный Mercedes-Benz О 405 стоит 565 тыс. марок, сочлененная Setra — уже 729 тыс., а цена новейшего дизель-электрического Neoplan — 1329 тыс. Что и говорить, машины дорогостоящие — значит, их нужно беречь. Не в последнюю очередь — от коррозии. И хотя стальные кузова еще в почете и неплохо защищены специальными покрытиями, все популярнее становятся алюминий и пластмассы. Так, на автобусе OmniCity из алюминия сделана не только обшивка кузова, но и его каркас. При этом применена бессварочная технология: компоненты крепятся болтами — так будет удобнее ремонтировать машину.

Автор: Ярослав Кубарь