Маркетинговое исследование рынка — одна из самых сложных задач, которые решает бизнес. Работу по изучению рынка можно вести систематично или действовать по ситуации, но в любом случае возникает необходимость тратить временные и человеческие ресурсы. При этом иногда, если своих ресурсов не хватает, нужно привлекать помощь извне, нанимая специализирующиеся на такой работе организации.

Принципиальный вопрос здесь — маркетинговое исследование проводится по старому рынку, где компания уже освоилась и в целом понимает конъюнктуру, или нужно проанализировать новый рынок.

Понятно, что первый случай проще в реализации для тех организаций, которые уже давно на рынке, знают особенности его функционирования, основных игроков, каналы получения информации. Часто такая работа может быть проведена предприятием самостоятельно. Но возможно привлечение аутсорсингового маркетингового агентства.

Это делается, если требуется взгляд со стороны, какое-то новое видение ситуации. Или в том случае, когда маркетинговое исследование предполагает сбор информации, которая не может быть получена фирмой самостоятельно, либо ее получение сопряжено с очень высокими издержками, превышающими стоимость оказания услуги сторонней организацией. Так реализуется эффект масштаба — гораздо дешевле купить готовую базу данных о рынке, включая стоимость интерпретации результатов, у агентства, которое эту базу продает десятки раз за год, чем напрямую обратиться к исходным источникам данных.

Маркетинговое исследование нового рынка

Если мы говорим о маркетинговом исследовании нового рынка, то малая доля компаний имеет возможность, да и желание делать его самостоятельно. Понятно, что новизна — понятие относительное. Зависит от критерия выделения рынка и степени удаленности собственно нового рынка от традиционного для компании.

Если критерий — продукт, то даже для родственных отраслей и рынков проведение такого исследования может стать невыполнимой задачей при ориентации на собственные силы. Нужно иметь подготовленный штат и сильных маркетинговых аналитиков, чтобы результаты анализа нового продуктового рынка можно было с высокой эффективностью использовать в практике управления компанией.

Несколько проще, если новизна определяется критерием географии, то есть с тем же продуктом мы идем в новые регионы. Но здесь важна степень родства территорий. При экспансии внутри России такое исследование вряд ли станет большой проблемой, однако по мере отдаления от границ нашей страны сложность будет нарастать. Хотя и некоторые приграничные страны, такие, как Китай, манят своим емким рынком, но очень сложны в маркетинговом анализе. В таких случаях лучше заказать маркетинговое исследование у специалистов.