Электронная цифровая подпись лишь недавно внедрилась в современный документооборот, но уже успела стать его важной частью. Это обусловлено рядом преимуществ для пользователей, избавляя от личного присутствия при подписании документов и сокращая срок их подготовки. Однако актуальным остаётся вопрос правильного использования подписи и защиты её от действий мошенников. Как обезопасить ЭЦП — рассказали жителям Алтайского края специалисты Кадастровой палаты.

Технический прогресс продолжает вносить в нашу повседневную жизнь и трудовую деятельность полезные изменения. Электронные услуги еще недавно казались чем-то из области фантастики, а сегодня оценить их преимущество может каждый желающий. Как для простых граждан, так и для лиц юридических, подписание документов посредством интернет-связи стало уже обычным делом. Достаточно лишь получить сертификат электронно-цифровой подписи (ЭЦП) и можно не обивать пороги многих организаций, экономя рабочее или личное время. Такая подпись является обладающим полной юридической силой аналогом обычной подписи человека, а её применение действует на всей территории нашей страны. ЭЦП даёт право подписывать различную документацию и получать необходимые госуслуги.

Как могут использовать ЭЦП недобросовестные граждане?

Первое, о чём следует помнить, это невозможность завладеть самой подписью человека в электронном формате. Мошенники способны лишь получить инструмент для её создания, а затем применять её от вашего имени. Для этого им потребуется закрытый ключ — данные строго конфиденциальные, содержащие личные данные хозяина сертификата ЭЦП. Желающие воспользоваться в своих целях чужой подписью могут получить её разными методами.

Первый метод — это лежащий без присмотра носитель информации (USB-флеш накопитель или диск) с данными владельца подписи, который можно взять, оформить с его помощью документы и незаметно вернуть обратно. Второй метод — обращение мошенников в удостоверяющий центр, который, нарушая правила, прописанные в законе «Об электронной подписи», лояльно проверяет личности заявителей при обработке их данных. Чтобы идентифицировать клиента, такому центру достаточно присланной на e-mail фотографии заявителя или сканированной страницы паспорта.

«Важно знать, что у мошенника, завладевшего инструментом для создания ЭЦП от чужого имени, появляются практически неограниченные возможности. Поэтому так важно обеспечить сохранность и невозможность завладеть носителем с данными ЭЦП посторонними лицами. Получая квалифицированный сертификат, нужно также создать максимально надежный, сложный ПИН-код к хранилищу ваших данных и стараться хранить его в тайне. При малейшем подозрении на то, что вашей подписью воспользовались, и конфиденциальность данных была нарушена, следует как можно скорее обратиться в выдавший вам сертификат центр и приостановить действие ЭЦП» — предупредил Игорь Штайнепрайс, заместитель директора Кадастровой палаты. Также он порекомендовал выполнять несколько правил, при копировании и сканировании документации:

  • не доверять работу с документами другим лицам, не оставлять сами документы и их копии без присмотра;
  • при создании копий или сканировании ставить пометки на документах о том, для каких целей предназначаются копии. Этот метод даёт возможность понять, откуда мошенник мог взять документ;
  • копируя документы, некачественные отпечатки необходимо не выбрасывать в мусор и не хранить на рабочем месте, а сразу же уничтожать. А получившиеся копии хранить только в местах, недоступных для посторонних лиц.

Кроме того, по словам Игорь Штайнепрайса, не следует доверять тем удостоверяющим центрам, которые обещают выдачу ЭЦП удалённо, без личного визита, используя для подтверждения личности лишь скан-образы. Процедура идентификации человека перед получением им сертификата должна проводится только в присутствии заявителя и при представлении не копий, а оригиналов документов. Также следует воздержаться от услуг центра, выдающего сертификат по доверенности или по другому документу, подтверждающему полномочия доверенного лица. Из всех проанализированных сайтов УЦ (нас интересовали регламенты УЦ и процессы выдачи сертификатов), самый строгий оказался в Астрале. Кроме обычных документов, согласно 63-ФЗ, там с вас потребуют еще селфи с Заявлением и Сертификатом.

Специалист отдельно отметил следующий факт: если в интернете вас просят согласиться на обработку персональных данных, необходимо тщательно прочитать условия соглашения. Нужно присмотреться к объему личных данных, которые будут подвергнуты обработке, обратить внимание на место обработки и возможности передачи этих данных третьим лицам.

Также эксперты напомнили о нововведениях в сфере использования ЭЦП при продаже или покупке недвижимости. С 13 августа 2019 года в действие вступил федеральный закон, регулирующий применение электронной подписи при осуществлении сделок с недвижимостью, вести которые можно лишь при согласии её собственника, оформленном письменно. Для этого подаётся подписанное вручную заявление в МФЦ. Если сделка ведётся в электронном формате, особая отметка в ЕГРН не потребуется. Например, если процедура проводится при участии нотариуса или представителя власти, или же официальной кредитной организацией, то внесение отметки в ЕГРН необязательно.

Электронные документы, подписанные с помощью ЭЦП хозяевами сертификатов, выданных в удостоверяющем центре Кадастровой палаты, по умолчанию берутся в обработку. Наличие этого сертификата позволяет более удобно, дистанционно осуществлять сделки с недвижимостью без необходимости подачи заявлений в службу Росреестр. За несколько месяцев текущего года только в Алтайском крае было получено большое количество заявок и выдано более 700 сертификатов ЭЦП в Кадастровой палате.