Маркетинговые исследования проводятся с 1879 года, с тех пор, когда американское рекламное агентство NY Ayer & Son провело опрос среди чиновников, по вопросам, касающимся сельского хозяйства. На сегодняшний день исследовательские услуги пользуются спросом во всем мире, в различных сферах бизнеса.

Точные данные о ситуации на рынке, знание потребностей клиентов позволяют предлагать целевой аудитории товары или услуги, соответствующие ее ожиданиям, а предпринимателям дают возможность сохранять конкурентоспособность. Разумеется, далеко не все компании способны получать и анализировать информацию самостоятельно и обращаются к профессионалам. Но как найти добросовестного исполнителя, который поможет решить ваши задачи? Об особенностях проведения маркетинговых исследований и критериях выбора агентства расскажем в статье.

Для чего нужны маркетинговые исследования

Маркетинговые исследования (МИ) — это действия, направленные на систематический поиск, сбор, обработку информации о ситуации на рынке. Главная их цель — принятие управленческих решений, которые сделают бизнес эффективнее и минимизируют риски.

Проведение исследований помогает собственникам бизнеса найти ответы на вопросы:

  • Что происходит на рынке: кто его основные игроки, каковы спрос и предложение на продукт, существуют ли сезонные тенденции?
  • Кто относится к конкурентам компании: какой у них ассортимент, цены, каналы продаж, какие виды рекламы они задействуют?
  • Кто является целевой аудиторией (возраст, пол, география проживания, потребности, психологический портрет)?

Исследования проводятся сотрудниками компании или агентства, управленческие решения принимает руководство организации.

МИ необходимы для:

  • принятия важных решений (например, расширение товарного ассортимента, географии сбыта, запуск крупной рекламной кампании);
  • оценки эффективности работы фирмы (динамика продаж, узнаваемость бренда, лояльность потребителей);
  • решения проблем (клиенты уходят, не сделав покупку; конкуренты занимают более высокие позиции на рынке).

Собственнику бизнеса, ЛПР необходимо понимать, что сами по себе исследования не несут материальной ценности. Полученная информация лишь дает возможность эффективного использования уже имеющихся активов.

Виды МИ

Исследования классифицируются по различным критериям. По характеру сбора данных они подразделяются на:

  • кабинетные, которые подразумевают анализ вторичных источников информации (отчеты, публикации, статистика) и отвечают на вопросы «Как?», «Почему?»;
  • полевые — первичные, которые проводятся с помощью непосредственного либо телефонного общения, заполнения анкет, дают ответы на вопросы «Кто?», «Сколько?».

По характеру решаемых задач МИ делятся на:

  • поисковые, нацеленные на нахождение идей, выявление и структурирование проблем;
  • описательные, определяющие суть проблемы;
  • аналитические, позволяющие выявить причины определенных явлений;
  • тестовые, связанные с апробированием механизмов решения проблем;
  • прогнозные, целью которых является предвидение ситуации на рынке в будущем.

На что обращать внимание при выборе исследовательского агентства

Выбирая маркетинговое агентство, следует исходить из потребностей бизнеса, его проблем и характеристик будущего проекта. Человек, ответственный за заказ МИ, должен понимать, для чего оно проводится. Рассмотрим основные критерии для выбора исследовательской фирмы:

агентство по маркетинговым исследованиям в России и СНГ
  1. 1. Масштабы проекта. Если вы планируете запускать крупный проект, целесообразно сотрудничать с компаниями-лидерами рынка. В таком случае целесообразно обратиться в крупное агентство маркетинговых исследований в России megaresearch.ru. Желающим сэкономить бюджет при разумном снижении качества работы подойдут агентства среднего уровня. К мелким конторам обращаются собственники в основном бюджетных проектов;
  2. 2. Специализация. Некоторые исследовательские организации специализируются на определенных сферах бизнеса (медицина, IT). Если вы стоите перед выбором сотрудничества со средним агентством, работающим в определенной нише, и крупным многопрофильным, лучше остановиться на первом;
  3. 3. Опыт работы и клиенты. Качество услуг агентства можно оценить, ознакомившись с их кейсами, примерами решения подобных задач;
  4. 4. Отношение к работе. Его сложно определить на начальных этапах сотрудничества. Важным критерием в данном случае может служить коммерческое предложение. Если оно подготовлено качественно и отправлено оперативно, скорее всего, дальнейшая работа будет такой же;
  5. 5. Стоимость. Несмотря на то, что в кризисные времена многие компании экономят ресурсы, не стоит доверять компаниям, заявляющим слишком низкие цены на услуги, особенно если вы нуждаетесь в сложном анализе. У мелких контор для этого может не оказаться нужных ресурсов. С другой стороны, обратившись к крупной компании, вы переплатите 30–40% за имидж.

Для оптимального выбора будет достаточно изучить 5–10 агентств, оценив их по приведенным выше характеристикам.