По статистике ВЦИОМ, 90% россиян позитивно относятся к малому и среднему бизнесу, но лишь четверть из них хотели бы открыть свое дело. Пугает бюрократия и давление со стороны государства, отсутствие опыта, финансовые риски. Даже при достаточном размере стартового капитала, для многих мечта «перестать работать на дядю» так и остается несбыточной. 95 молодых предпринимателей из 100 прогорают, а большинство стартапов не проживает и двух лет.

Проблем не будет, если товары и услуги, которые вы предоставляете, имеют хорошее позиционирование на рынке, а бренд компании широко известен и вызывает доверие клиентов. Именно поэтому франчайзинг прочно закрепился как одна из форм ведения бизнеса и считается не только простым и эффективным, но и престижным способом открыть свое дело.

Франшиза помогает предпринимателю успешно преодолеть сложный и дорогой этап становления бизнеса и сразу занять удачное положение на рынке. Под брендом успешной фирмы не нужно усиленно заниматься рекламой и самоутверждаться на фоне конкурентов. Франчайзинг поможет точнее оценить размер инвестиций, быстрее окупить вложения и увеличить размер прибыли. Кроме того, расходы на запуск бизнеса по франшизе в разы меньше, чем при самостоятельном старте с нуля. Таким образом, вы можете купить заведомо успешный бизнес по относительно низкой цене и с более высокой рентабельностью.

Согласно Википедии, термин «франшиза» в переводе с английского буквально так и трактуется как «льгота» или «привилегия». В России принято использовать понятие «коммерческая концессия», однако на суть дела это не влияет. Смысл франчайзинга в том, что одна компания за определенную плату приобретает у другой право работать под ее брендом и использовать технологии ведения бизнеса. Принимающая сторона называется «франчайзи», а передающая — «франчайзер». Платежи, которые обязан вносить франчайзи в пользу франчайзера за пользование его услугами, бывают регулярными («роялти») и единовременными («паушальный взнос»).

Термин «роялти» произошел от английского слова royalty, которое появилось в средние века для обозначения налога. Его платили британские подданные своему монарху за разрешение на добычу угля. Это понятие до сих пор применяется в экономике, земельном и авторском праве, однако наибольшее распространение приобрело во франчайзинге.

В данном случае «роялти» — это периодический платеж в пользу владельца франшизы со стороны ее покупателя. Так франчайзи оплачивает рекламные и маркетинговые кампании, техническую и юридическую поддержку, обучение сотрудников и курирование финансовой деятельности. Он вознаграждает франчайзера за то, что тот предоставил ему право пользоваться своим брендом и возможность получать прибыль от готового бизнеса.

Существует три вида роялти.

  1. Самый популярный — процент с оборота. Франчайзи платит роялти по ставке, размеры которой и сроки платежа установлены договором. Как правило, это 1−5% раз в месяц.

  2. Процент с маржи выбирают франчайзеры, которые могут определять ценообразование своих партнеров. Такой способ расчета роялти распространен во франшизах ритейлеров, когда основная суть работы — это реализация товаров, приобретенных непосредственно у франчайзера или через него.

  3. Фиксированный ежемесячный платеж удобен, если спрогнозировать будущую прибыль партнера не представляется возможным. Франчайзер определяет размер роялти исходя из количества филиалов, востребованности бизнеса и стоимости услуг, которые он оказывает.

Часто компании в своих франчайзинговых предложениях комбинируют разные виды роялти. Например, устанавливают основную процентную ставку и фиксированную сумму верхнего или нижнего предела. Некоторые франчайзеры предоставляют своим партнерам так называемые «каникулы» — отсрочку по уплате роялти на определенное количество месяцев или до выхода на прибыль.

Для молодого предпринимателя, который только начал свою работу, оплата обязательств перед франчайзером — серьезная статья расходов. Поэтому многие начинающие бизнесмены при выборе франшизы склоняются в пользу компаний с минимальной или даже нулевой ставкой роялти. К сожалению, эти выгодные, на первый взгляд, условия далеко не всегда оказываются правдой. Бывают случаи, когда отсутствие роялти свидетельствует о нежелании франчайзера помогать своим партнерам развивать бизнес.

Встречаются, впрочем, ситуации, когда вся последующая поддержка со стороны франчайзера заранее включается в стоимость паушального взноса — единовременного платежа за право пользования франшизой. Главное отличие его от роялти заключается в том, что франчайзи вносит всю сумму сразу и полностью. Некоторые компании позволяют своим будущим партнерам работать в рассрочку, но в таком случае условия сотрудничества прописываются отдельно.

Размер паушального взноса франчайзер определяет на свое усмотрение, поэтому стандартных критериев расчета не существует. Чаще всего сумма устанавливается на основе затрат, которые сама управляющая компания планирует понести во время запуска дочернего проекта по франшизе. Это регистрация филиала в государственных органах, финансовые расчеты и разработка бизнес-модели, настройка системы автоматизации, рекламное и маркетинговое продвижение, обучение персонала.

Многие предприятия, чтобы привлечь более широкий круг партнеров, разрабатывают несколько вариантов франчайзинговых пакетов разной стоимости и содержания. Так, клиент с большим бюджетом может приобрести готовый бизнес «под ключ», а желающий сэкономить — ограничить траты символической суммой за право пользования брендом. Отметим, что эконом-франшизы с инвестициями до миллиона рублей являются характерной чертой российского рынка и занимают его 15%.

В любом случае, какой бы вариант франчайзинга вы ни выбрали, важно внимательно изучить предложение. Нужно понять, соизмеримы ли расходы на роялти и паушальный взнос с реальной выгодой от покупки. Почти половину франшиз России составляют молодые компании, которые работают в этой сфере не более пяти лет. Не всегда такие фирмы имеют достаточно собственного опыта, чтобы правильно организовать бизнес-процессы в дочерней организации.

Инструмент франчайзинга, тем не менее, набирает обороты и за последние десять лет вырос почти в пять раз. Ежегодно в России запускается по сто новых франшиз. В 2007 году в стране работало всего триста брендов с 9,5 тысячами франшизных точек. К 2018 году их число превышает 1 700 и 50 000 соответственно. Однако, если сравнить Россию с Америкой, которая является мировым лидером по числу франчайзинговых концепций, то нам еще есть, куда расти. Отраслевые эксперты прогнозируют, что к 2025 году объемы российского рынка франчайзинга увеличатся в десять раз.

Чтобы стать частью этой мощной индустрии, достаточно просто приобрести франшизу. Единственное, что важно при выборе будущего партнера, внимательно отнестись ко всем нюансам и финансовым аспектам предложения. Какими бы заманчивыми ни были условия паушального взноса и роялти, вы должны знать, за что платите, и действительно ли предоставляемая помощь в запуске бизнеса того стоит.

Источник: https://franchbook.ru