Путь к финансовой стабильности многие начинают с продаж. Но не все соискатели понимают, чем им предстоит заниматься. Давайте разберемся в вопросе, чтобы вы смогли определиться, подходит ли вам такой карьерный путь.

Кто такой менеджер по продажам

Это посредник между производителем и потребителем товаров или услуг. Задача такого специалиста — не просто сбыть товар, а увидеть его выгодные преимущества на фоне конкурентов, изучить потребности целевой аудитории и сделать такое предложение, от которого трудно отказаться. Но это еще не всё. В обязанности менеджера входит организация сделки с полным сопровождением до покупки и, как правило, с последующей допродажей после неё.

Виды менеджеров по продажам

Теперь, когда мы дали определение профессии, перейдем к классификации специалистов, которая зависит от:

Специфики продаж

  • менеджеры активных продаж владеют методами поиска клиентов и каналов сбыта;

  • менеджеры пассивных продаж работают с действующей клиентской базой.

Способов взаимодействия с клиентами

  • менеджеры прямых продаж проводят встречи в офисах;

  • телесейлз-менеджеры презентуют товар по телефону.

Ступени карьерной лестницы

  • стажёры, ассистенты, помощники, младшие сотрудники;

  • старший менеджер отдела, ведущий специалист;

  • руководитель отдела продаж (РОП), коммерческий директор;

  • независимый эксперт, бизнес-коуч.

Обязанности сейлза

Посмотрим, чем занимается менеджер отдела продаж. Спектр функций сейлза зависит от направления:

  • входящий поток клиентов;

  • холодные звонки;

  • обработка заявок из разных источников;

  • сопровождение постоянных клиентов и т. д.

В b2b менеджеры переходят из одного направления в другое, набравшись опыта. Это помогает выстроить крепкую систему продаж внутри коллектива, где каждый сотрудник выполняет свою роль в достижении общей цели и хорошо понимает специфику работы коллег.

Как стать менеджером по продажам

Как показывает опыт, успешным сейлзом может стать любой трудолюбивый человек, способный вежливо предлагать людям действительно хорошую услугу и качественный продукт. Желающим расти карьерно рекомендуем закончить курсы или устроиться на работу к авторитетному наставнику. Плюс — следует самостоятельно изучать психологию, ораторское искусство, умение убеждать, юридически грамотное ведение документации.

Плюсы и минусы профессии

Прежде чем устраиваться на работу, изучите плюсы и минусы профессии. Так вы быстрее поймете, обладаете ли нужными качествами и как быстро взойдете по карьерной лестнице.

Плюсы:

  • Уровень дохода зависит от активности

В этой профессии заработки практически неограниченны. Каждый менеджер понимает, что уровень дохода напрямую зависит от его собственной активности, и старается работать много и хорошо.

  • Быстрый карьерный рост

Даже если у вас нет специального или высшего образования, но есть желание расти профессионально и замотивированный помогать вам в этом наставник, вы сможете вырасти до руководителя отдела за год с нуля. Никто не посмотрит на ваши дипломы и сертификаты, важен только финансовый результат.

  • Удобный график работы

Менеджер сам планирует, когда ему позвонить клиенту и на какое время назначить встречу, а также самостоятельно определяет рабочую нагрузку. Исключение — сотрудники колл-центров. Они работают установленное руководителем количество часов.

  • Комфортные условия труда

Для работы менеджеру нужен телефон и компьютер. Рабочий день проходит в комфортных офисных условиях среди коллег — таких же или более успешных специалистов, профессиональный опыт которых можно изучать в режиме реального времени.

  • Можно трудиться в любых сферах

Увлекаетесь автомобилями, ходите на фитнес, изучаете английский? Чем бы вы ни увлекались, всё это вы можете продавать. А если надоест, спокойно поменять сферу. Ваш профессиональный статус от этого не изменится, а опыт будет копиться.

Минусы:

  • Интровертам в продажах делать нечего

Сейлзы — это люди с определенным набором качеств. Пунктуальность, достижение целей и стрессоустойчивость — здесь мастхэв. Замкнутым и стеснительным от природы людям будет сложно, поскольку работа базируется на постоянном общении с абсолютно разными и зачастую непредсказуемыми людьми.

  • Самообучаться нужно постоянно

Изучать человеческую психологию, маркетинг, правила ведения переговоров, методы поиска клиентов, способы убеждения. Если вы любите учиться, то будете получать удовольствие от работы и развиваться как личность. Если нет, то в продажи вам путь закрыт.

  • Работать с людьми непросто

Ежедневно нужно контактировать с десятками или даже сотнями разнохарактерных клиентов, консультировать по разным вопросам, поддерживать, убеждать, развеивать сомнения, презентовать. Неизбежно столкновение с раздражением и отказами, которые необходимо отработать. Не каждый может быстро справляться с негативом и сохранять позитивный настрой.

Часто задаваемые вопросы

  • Где найти работу менеджером по продажам?

С поиском вакансий у вас точно не будет проблем. Такие специалисты востребованы абсолютно в любой отрасли и ценятся на вес золота, потому что приносят компании живые деньги. Наберите в поисковике «менеджер продаж вакансии + ваш город» и будете удивлены, насколько велик спрос.

  • Из чего складывается оплата труда менеджеров по продажам?

В одних случаях, зарплата менеджера складывается только из процентов от сделки. В других, из окладной части и процентов от сделок или бонусов за лидогенерацию. Действует правило: чем выше окладная часть, тем ниже процент. Плюс, в первые месяцы работы нужно быть готовым трудиться только за оклад, ведь база клиентов в процессе наработки. Со временем ситуация изменится: чем больше заключенных договоров, особенно на долгосрочное обслуживание, тем выше доход.

  • Почему менеджер по продажам — не продавец?

Давайте разберемся, чем отличается менеджер по продажам от продавца, потому что это не одно и то же.

Продавец — это женщина на рынке. Надо помидоры — взвесит помидоры. Может подсказать, которые вкуснее. То есть продавец, в большинстве своем, работник кассового аппарата в сфере b2c, задача которого отсканировать штрих-код и отбить чек за уже выбранный товар или оказанную услугу. Продавец может проконсультировать или порекомендовать, но он не участвует в воронке и не замотивирован влиять на выбор покупателя, потому что, как правило, работает за зарплату. Потребитель покупает, только если хочет купить.

Сейлз-менеджер — интеллектуал в костюме. Поможет рассчитать платеж по ипотеке, и продаст вместо однушки в спальном районе роскошную трешку в центре. Притом, вы потом еще долго будете его благодарить и рекомендовать. То есть это организатор сделки с длинной воронкой в любой b2b-нише: разработка программного обеспечения, производство оборудования для ресторанов, лидогенерация в аутсорсинговом колл-центре и т. д. Задача менеджера — выяснить потребность клиента, предложить ему подходящую услугу, рассказать о её ценности, отработать возражения, продать, а следом допродать еще один товар.