Практическая часть дипломной работы — самая сложная и самая ценная в исследовании. Потому зачастую именно с ней у студентов возникает больше всего проблем, руководитель раз за разом возвращает на доработку. Хорошо, если вам попался хороший преподаватель, который доходчиво может объяснить, что именно его не устраивает и, скорее всего, не устроит приемную комиссию. А тем, кто не понимает, почему практические главы не проходят проверку, советуем проанализировать их на предмет следующих недочетов.

Низкая уникальность и заимствованные фрагменты

Перед тем как сдавать работу на проверку научному руководителю, советуем обязательно проверить ее на уникальность. Есть много онлайн-сервисов, где пройти антиплагиат можно совсем недорого. Несмотря на то, что к практической части обычно невысокие требования относительно уникальности, руководителю могут не понравиться чужие выводы и описания методик, которые вы выдаете за свои.

Отсутствие связи с остальными частями дипломной

Помните, что практическая часть предназначена не для того, чтобы продемонстрировать, как ловко вы владеете формулами, умеете считать или проводить исследования. Она должна быть четко связана с остальными частями дипломной работы:

  • решать проблему, изложенную во введении;
  • базироваться на информации теоретической части;
  • представлять доказательства для заключения.

Логичная связка практического исследования с целями, задачами и гипотезами темы научного труда не менее важна для хорошей оценки, чем корректность самого исследования.

Ошибки в расчетах

Многие студенты подгоняют расчеты и результаты исследования под нужные им цели. И если в некоторых дисциплинах такое прокатит, то рецензенты солидных вузов обязательно проверят правильность расчетов, особенно если это дипломная работа по точным наукам.

Фальшивые данные

Поддельная исходная информация — распространенная ошибка ленивых студентов и тех, кто взялся за написание дипломной в последний момент. Как правило, студентам некогда добросовестно собирать материалы и они берут для практической части:

  • устаревшие данные прошлых лет;
  • материалы чужой дипломной работы;
  • придуманную информацию.

Не стоит думать, что преподаватель настолько не разбирается в теме, что пропустит подобную хитрость. Ваш обман обязательно будет заметен, если не по прямым, то по косвенным признакам. Например, какие-то из показателей смутят рецензента, и он захочет проверить их лично. Или он просто знает, что за последние пять лет приведенное в исследовании предприятие не достигало подобных результатов. А опытные научные руководители способны узнать увиденные однажды расчеты и исследования даже спустя несколько лет. Стоит ли говорить о том, что после подобного разоблачения вам гарантировано повышенное внимание и тщательная проверка каждой буквы научного труда?

Отсутствие объяснения выбора методик

Часто студенты слишком буквально воспринимают название практической части и с первых строк начинают бомбардировать формулами, экспериментами и расчетами, забывая объяснить, почему именно они их выбрали. Обязательно обоснуйте методику исследования, а любые расчеты начинайте с указания, для чего вы их проводите, что это за тест или эксперимент.

Отсутствие логики в ходе эксперимента

Все тесты, эксперименты, расчеты и прочие эмпирические разработки должны приводиться в логической последовательности. Возвращаясь к предыдущему пункту, лучше потрудиться объяснить, почему в данный момент вы ищите значение X, а не Y — даже если вам это кажется очевидным.

Отсутствие значимости исследования

Практическая часть — это не исследование ради исследования. Она должна давать какую-то пользу или преимущество для развития науки в дальнейшем, усовершенствования методов и приемов, используемых на практике. Не заставляйте рецензента фантазировать, зачем в принципе нужна эта информация. Резюмируйте свои наработки:

  • внесите уникальные предложения для внедрения на практике;
  • опишите, каким образом результаты могут улучшить работу конкретного предприятия, сферы, профессии;
  • уточните, как именно эти данные повлияют на развитие науки в дальнейшем.

Естественный итог практической работы — решение задач или доказательство гипотез, обозначенных во введении.

Ну, а самая банальная причина возврата практической части на доработку — это безграмотное оформление. Так как именно здесь сосредоточены все таблицы, графики, иллюстрации, студент в спешке или по невнимательности забывает привести их в надлежащий вид. А дипломная работа — серьезный научный труд, потому должна быть оформлена согласно всем ГОСТам. Перед тем как отдавать ее руководителю, потрудитесь еще раз открыть методичку и проверить каждую таблицу, чертеж, графический элемент на соответствие стандартам.