С наступлением холодов автомобилисты, трактористы и владельцы коммерческого транспорта, использующие дизельное топливо, вынуждены щепетильнее подходить к вопросам его выбора. Чтобы в мороз машина не встала, а довезла до места назначения, важно понимать, на что обращать внимание и где заправлять своего «железного коня». Решающим фактором является температура, при которой будет использоваться транспорт — ведь в случае, если столбик термометра опустится ниже 20–25, а машина заправлена межсезонным топливом, она просто не поедет. Однако межсезонка стоит меньше, чем зимний дизель, и поэтому автомобилисты могут порой идти на неоправданный риск.

инфографика2.jpg

Каким бы качественным ни было дизтопливо, использовать его нужно только при тех погодных условиях, для которых оно предназначено. Топливо отличается по температуре фильтруемости. Это максимальный температурный показатель, охлаждаясь до которого ДТ начинает «парафиниться», густеть, замерзать, и его дальнейший путь по элементам топливной системы затрудняется. Например, для зимнего топлива предельная температура фильтруемости — минус 35 градусов. Для арктического — минус 50.

С 2016 года в РФ можно продавать на АЗС дизельное топливо только экологического класса Еаро-5. Поэтому предпочтение при заправке дизтопливом следует отдавать АЗС вертикально интегрированных нефтяных компаний или независимым АЗС, заслуживающим доверия на основе вашего личного опыта. В большинстве ВИНКов действует внутренняя система контроля соответствия производимого и реализуемого моторного топлива требованиям Технического регламента Таможенного Союза. Кроме того, брендовые АЗС подвергаются контролю со стороны госорганов, — рассказывает в комментарии журналу «РЖД-Партнер» исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко.

Что касается некоторых небольших заправок — чудес не бывает. То топливо, которое они предлагают по цене гораздо ниже брендированного, проигрывает ему по ряду характеристик. Однако часть автотранспорта может потреблять его без особого вреда: например, коммунальная техника, трактора, «КамАЗы» до 2010 года выпуска, «МАЗы», «ГАЗы», «ЗИЛы»… Нужно опять же понимать, что цена зимнего ДТ в розницу составляет от 40 рублей и выше, — говорит гендиректор компании «Экодизель» Алексей Савинков.

По словам эксперта, в Челябинской и соседних областях проблема суррогатного дизельного топлива не стоит так остро, как в средней полосе России, но «влипнуть» можно и здесь.

В холодное время года суррогат наиболее страшен. После -15 градусов такая жидкость превращается в студенистую массу, выпадает парафин, который западает в фильтры, и машина останавливается. Примеры есть еще с тех времен, когда заправкой автобусов занимались частные компании, в качестве дизтоплива использовавшие какое-то дешевое. Целые парки не могли выйти в рейс! — прокомментировал президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин.

К неподходящему для автомобилей топливу можно отнести печное, судовое, Евро-3 и смесь с керосином. На них не распространяются акцизы, поэтому недобросовестным продавцам гораздо выгоднее смешать их с присадками и продать суррогат, выдавая его за автомобильный дизель. Поэтому никогда не будет лишним проверить паспорт качества топлива на заправке до того, как лить топливо в бензобак. Особенно это касается коммерческого транспорта — там суммы убытков могут быть астрономическими.

С качеством топлива и выбором АЗС проще определиться, если понимать структуру образования цены топлива от нефтеперерабатывающего завода до заправки. В моторном бензине налоги составляют примерно 65% от его конечной цены, что обеспечивает значительную часть сборов в бюджеты разных уровней. Сегодня почти все качественное моторное топливо производится на заводах, принадлежащих вертикально интегрированным нефтяным компаниям, у которых центр прибыли сознательно смещен в сектор нефтедобычи и нефтепереработки. ВИНКам все равно, где получать свою долю прибыли — с розничной цены на топливо или с оптовой. Поэтому в сетях АЗС, которые принадлежат ВИНКам, риск столкнуться с некачественным топливом минимален. Тем более, что собственная заправочная сеть для них своего рода «витрина», лицо всей компании, — считает генеральный директор Retail&HoReCa/РусХОЛТС Александр Кузьмин.

При этом важно понимать, что дизельное топливо может быть испорчено во время доставки. Например, когда при распределении с завода попадает в грязную цистерну перевозчика или на заправочную станцию, где вовремя не поменяли фильтр. Вот и получается, что не топливо плохое, а условия перевозки и хранения не соблюдаются. Сетевые АЗС пристальнее следят за качеством бензина, поскольку разовый «проступок» обернется серьезными убытками: финансовыми и репутационными. Негативная информация распространяется очень быстро благодаря средствам массовой информации, соцсетям и форумам. Такую АЗС будут объезжать стороной крупные перевозчики, и быстро вернуть доверие не удастся, а может, и не получится вовсе. Опытные водители стараются не рисковать и не заправляться на неизвестных АЗС, выбирая крупные заправки, чтобы быть уверенными в качестве топлива.

Крупные производители нефтепродуктов, в том числе и наша компания, традиционно контролируют качество продукта от завода до бака клиента. Мы придерживаемся подхода, когда каждая партия топлива на нефтебазе перед отгрузкой проходит лабораторные исследования и получает паспорт качества. Маршрут и остановки бензовоза контролируются через систему позиционирования «ГЛОНАСС». Кроме того, мы уже давно внедрили систему внезапных проверок на заправках собственной сети и на АЗС партнеров, — отмечает генеральный директор «Газпромнефть-Корпоративных продаж» Дмитрий Гузеев.

Фактически, все дизтопливо одинаково. Его производят на одних заводах и дальше транспортируют на нефтебазы, откуда оно поступает на заправки. У потребителя есть выбор: купить обычное дизтопливо или улучшенное — брендовое, которое предлагают некоторые АЗС. В такое дизтопливо добавляются различные присадки для повышения КПД, износостойкости или улучшения других характеристик, влияющих на эксплуатационные свойства двигателя.

В качестве вывода отметим, что сохранить двигатель и не попасть в неприятные ситуации зимой помогут два простых правила: не жалейте денег на качественный продукт и заправляйтесь на проверенных АЗС.