Прекрасные слова звучат в песне Олега Митяева: «Лето — это маленькая жизнь». Но главное слово здесь — «маленькая». Беззаботная пора прошла, и нужно возвращаться в обычный режим: учебники, тетрадки, ранние подъемы, школьные будни и домашние задания. Голова каждого родителя сегодня занята одним вопросом: «Как помочь своему ребенку войти в ритм и адаптироваться к занятиям после трех месяцев каникул?». Семейные психологи подготовили несколько простых советов по этому поводу.

Главное помнить, что перемена деятельности одинаково сложна, как для взрослого, так и для ребенка. Вспомните себя в первый рабочий день после отпуска! Не стоит постоянно твердить ребенку о том, как он расслабился за время каникул, и что ему будет непросто в школе из-за того, что он все лето спал до полудня. Главная задача мам и пап в этот период поддержать свое чадо.


Чаще всего в первые дни занятий дети ищут причины не пойти в школу: жалуются на плохое самочувствие, на учителей и просто на нежелание учиться. В этой ситуации стоит направить ребенка, напомнить ему, что в школе он встретится с друзьями, которых не видел три долгих месяца. Обсудите с ним пережитое лето: поездки, впечатления, интересные места и дела. Мягко и ненавязчиво намекните сыну или дочери, как много всего произошло. Это поможет ребенку освежить воспоминания и спланировать рассказ для одноклассников.

Для того, чтобы подавить растерянность, стоит вместе вспомнить, казалось бы, самые простые истины: как собирать портфель, где хранится форма для занятий физкультурой, как содержать в порядке школьный туалет. Самое главное в этом процессе — не раздражаться на ребенка.


«Кругом бардак!», «Где ты будешь делать уроки?», — стоит забыть эти фразы. Позвольте взрослеющему ребенку самому решить этот вопрос. Просто направляйте его: обсудите, что было бы для него удобнее, может быть, что-то убрать или добавить в его рабочую зону. Разговаривайте с ребенком, помните он растет и у него формируется свое мнение по поводу личного пространства. Вспомните, что раздражало и вызывало бурные эмоции в году предыдущем. Может быть, постоянно терялся пакет со второй обувью? Тогда придумайте для него специальное место, чтобы не психовать по утрам в поисках злосчастной «сменки».


Не требуйте от ребенка слишком много в первые недели учебы. Школьная программа специально рассчитана на то, чтобы ученик адаптировался. Учителя повторяют пройденное, чтобы понять: что осталось в памяти, а что стоит освежить. Не нападайте на пришедшего с учебы ребенка с вопросом: «Какую оценку получил?», и нравоучениями: «Я тебе говорил, что летом надо было больше читать и заниматься, а не валять дурака!». Поинтересуйтесь, как у него дела в школе и что интересного произошло за день. Дайте ему почувствовать уверенность и безопасность.

Но дисциплину не стоит отменять полностью. Несмотря на то, что учителя в сентябре, как правило, не загружают школьников «домашкой», какие-то задания они все же дают. Позвольте отдохнуть ребенку 1 — 1,5 часа на свежем воздухе, а затем объясните, что у него есть определенные обязанности, которые нужно выполнять.


Кроме того, отдельное внимание стоит уделить режиму дня. Вставать и ложиться ребенку нужно в одно и то же время, это поможет избежать стрессов и настроиться на рабочий лад. Не переусердствуйте с дополнительными занятиями. Кружки и секции — это, бесспорно хорошо, но перебарщивать не стоит. Пусть ребенок сам выберет то, что ему по душе, тогда занятия будут не только интересны, но и принесут пользу, потому что ходить на них он будет с удовольствием.


И не забывайте хвалить свое чадо, даже если достижения незначительны. Чувство собственного достоинства позволит ему с уверенностью двигаться вперед и прикладывать еще больше усилий на пути к достижению целей.

Неудачи тоже не стоит упускать из вида. Но их нужно обсуждать вместе с ребенком, разложить все по полочкам, выяснить, от чего подобное произошло. И главное, без крика и нервов. Помните, ему тоже тяжело!

Это лишь малая часть советов от психологов. Любите своих детей и они ответят Вам тем же!