После трагедии в столичном аэропорту Шереметьево, случившейся 5 мая, в результате которой погиб 41 человек, многие задаются вопросом, как обезопасить себя при перелете, какие самолеты являются надежными и что делать в экстренной ситуации. О безопасности самолетов рассказал эксперт комитета по транспорту Госдумы РФ Роман Гусаров.

Несмотря на то, что авиация — моя профессиональная область, я такой же пассажир, как и все. Могу сказать, что летаю на любых самолетах и доверяю всем самолетам, потому что я знаю, насколько серьезно в мире подходят к вопросу обеспечения безопасности допуска авиатехники к эксплуатации. Поэтому я спокойно сажусь в самолет любого типа. Существует сложная многоуровневая система сертификации авиационной техники гражданского применения. Это является экспертным подтверждением, что транспорт безопасен. Но 100% надежного техустройства в мире не существует. Вероятность того или иного отказа в современной гражданской авиации сведена к минимуму, она на порядок надежнее, чем была раньше. — прокомментировал для сайта «Первый областной» Роман Гусаров.

Эксперт подчеркнул, что единственным советом по безопасности, который он может дать, является неукоснительное соблюдение всех правил и команд, которые дают бортпроводники.

Важно внимательно относиться к инструкциям экипажа, к правилам авиакомпании, изучить инструкцию безопасности. Знать на зубок, как и экипаж, какие действия необходимо предпринимать при внештатной ситуации: сидеть пристегнутым на месте, а не бегать по салону, не доставать вещи с багажных полок, не препятствовать эвакуации, четко выполнять команды экипажа, который на многочисленных тренировках оттачивает действия до автоматизма. — подчеркнул в разговоре с корреспондентом сайта «Первый областной» Роман Гусаров.

Для того, чтобы выжить во время авиакатастрофы, требуется не только везение и удача. Существует ряд правил, которые могут увеличить шансы на то, чтобы выбраться из самолета живым.

ВЫБОР САМОЛЕТА



Выбирая рейс, обратите внимание не только на удобное время вылета и прибытия в аэропорт, цену и авиакомпанию, но и на количество двигателей в самолете. При отказе одного или двух двигателей шанс долететь есть у большого самолета с четырьмя двигателями. Если их было всего два, то при отказе одного шансы выжить стремятся к нулю.

ВЫБИРАЙТЕ МЕСТА ПРИ ПОКУПКЕ БИЛЕТОВ



При покупке билетов старайтесь приобрести места возле аварийного выхода. В случае непредвиденной ситуации, вы сможете одним из первых покинуть борт самолета. Если эти места уже заняты, вы можете купить билеты, которые находятся от аварийных выходов на расстоянии в 5 рядов. Существует теория, что если ваше место находится не более чем в 5 рядах от аварийного выхода, шанс на выживание у вас возрастает. Кстати, выбрав кресло у прохода, вы также увеличиваете шанс выжить, поскольку сможете быстрее добраться до аварийного выхода.

ПОДБЕРИТЕ ОДЕЖДУ И ОБУВЬ ДЛЯ ПОЛЕТА



При выборе одежды на время полета позаботьтесь о том, чтобы она была удобной, была сделана из натуральных материалов, а также закрывала руки и ноги. В случае чрезвычайного происшествия в удобной одежде вам будет проще пробираться к аварийному выходу. Прикрытые одеждой руки и ноги будут защищены от огня, острых предметов или кустов, если вам придется эвакуироваться. Натуральные ткани воспламеняются намного хуже, чем синтетические, поэтому отдайте предпочтение именно им. При выборе обуви стоит руководствоваться такими же принципами: туфли на каблуке или шлепанцы могут затруднить возможность добраться до аварийного выхода.

ВНИМАТЕЛЬНО ВЫСЛУШАЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ ОТ БОРТПРОВОДНИКА



Многие люди, летающие достаточно часто, перестают внимательно слушать инструкции, которые рассказывают бортпроводники перед взлетом. Обязательно выслушайте их, а также проверьте некоторые моменты. Например, обязательно нащупайте спасательный жилет, который должен быть под сидением. Некоторые люди могут захватить его в качестве презента, а проверка борта самолета пропустить эту деталь. Если вы его не обнаружили, обратитесь к бортпроводнику, он принесет и закрепит новый жилет. Также рекомендуем вам запомнить, где находятся два ближайших к вам аварийных выхода. А после этого посчитать, сколько рядов вас разделяет. Таким образом, если самолет будет задымлен, вы будете знать, в какую сторону двигаться и отсчитать нужное количество рядов, касаясь их руками.

ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ИНСТРУКЦИЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ



Как правило, инструкция по безопасности будет лежать перед вами, в кармашке сиденья спереди. В ней вы увидите, где аварийные выходы, как надуть плот или жилет, а также узнаете, как пользоваться кислородной маской. Очень важно, чтобы вы могли быстро ориентироваться: при разгерметизации салона у вас есть около 15 секунд, чтобы надеть кислородную маску. Умение быстро расстегивать ремень безопасности тоже может пригодиться, при чрезвычайном происшествии многие начинают паниковать, из-за этого не могут расстегнуть ремень. Умение быстро им пользоваться может сохранить несколько драгоценных секунд.

БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ ПЕРВЫЕ И ПОСЛЕДНИЕ МИНУТЫ ПОЛЕТА



По статистике, чаще всего авиакатастрофы происходят в первые три минуты после взлета и восемь перед приземлением. В это время постарайтесь не разуваться, не закрывать глаза маской для сна, не надевать наушники. Расстегивать ремень безопасности не рекомендуют весь полет, даже когда это разрешено.

В СЛУЧАЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ



  • Примите максимально безопасную позу: если перед вами есть сидение, обхватите его руками, прижмите к нему голову, сгруппируйтесь. Если сиденья нет, прижмите голову к коленям, обхватите ее руками, это позволит вам уберечь голову и внутренние органы от повреждений.

  • При эвакуации не забирайте ручную кладь. Это потратит драгоценное время, а также затруднит путь к аварийному выходу.

  • После того, как вы покинули самолет, отбегите от него на расстояние до 150 метров. При столкновении с землей, самолет может загореться, лучше держаться от него на безопасном расстоянии.

  • Если за бортом вода, откройте свой спасательный жилет, но только находясь снаружи. Надутый жилет может затруднить путь к аварийному выходу.

  • Во время эвакуации может не появиться надувной трап. Не прыгайте из самолета, постарайтесь спуститься по крылу.

  • Спускаясь по трапу — не трогайте его руками, не пытайтесь затормозить, так вы можете получить ожоги рук.

  • Даже в экстренной ситуации сохраняйте спокойствие. Это будет сложно, но необходимо помнить, что ваша жизнь сейчас зависит от того, как вы будете действовать. Паника и страх могут лишить вас шанса выжить.