Подростковая депрессия, действительно, существует, и это состояние отличается от депрессии взрослого человека интенсивностью и коротким сроком формирования. В силу незрелости регуляторных процессов, то есть механизмов саморегулирования собственного поведения и внутреннего контроля над реакциями, у подростков эмоциональные проявления носят ярко выраженный характер, отличаются спонтанностью и масштабностью.

«Печаль, грусть, тоска, прочие негативные чувства и переживания подростков становятся для них всеобъемлющими, гротескными. Отсюда и внешняя атрибутика и появление представителей подростковых субкультур», — говорит педагог-психолог высшей категории Жанна Кулькова.

Признаки депрессии

На наличие депрессии у подростка указывают: сниженный общий фон настроения, ребенок практически не улыбается и не реагирует на шутки; низкая продуктивность деятельности — учебной и любой другой; быстрая утомляемость; избирательность или полное отсутствие социальных контактов, когда подросток предпочитает не выходить из дома; узкий круг интересов, например, когда ребенок погружается в компьютерные игры.


Вместе с тем, возможны случаи «маскированной депрессии», когда подросток намеренно проявляет себя как «рубаха-парень», демонстративно ведет активный, зачастую асоциальный, образ жизни. Например, «зацеперы», катающиеся на крышах железнодорожных вагонов. 

«Порядка трети подростков, обращающихся за помощью к психологам в бюджетные или коммерческие организации, имеют проблемы той или иной степени выраженности депрессивных состояний. Это некий бич современного молодого поколения», — рассказывает специалист.

Причины депрессии

Причиной подростковой депрессии являются как личностные, так и социальные факторы. К личностным относят низкий уровень стрессоустойчивости; выраженную интровертированность — направленность в себя, жизнь в мире собственных мыслей; определенные психологические акцентуации характера, когда реакция на стимулы и раздражители специфична. Например, критические комментарии педагог озвучивает в классе для всех, а болезненно воспринимает и переживает, как «крах любых надежд», только 1-2 старшеклассника.


К социальным факторам в первую очередь относится болезненно-неудачный опыт влюбленности и первых интимных (необязательно сексуальных) отношений. Он переживается и девушками, и юношами остро. Далее в списке социальных факторов: внутрисемейные проблемы (например, развод родителей), сложности установления собственного статуса в группе сверстников. И, как это ни прискорбно, в ряду провоцирующих депрессию факторов стоит высокий уровень психологической нагрузки и психологический дискомфорт во время обучения. Дидактогении — эмоциональной реакции на грубость или резкость педагога, никто не отменял.

«Увидеть и помочь подростку в депрессивном состоянии может и должен, в первую очередь, близкий член семьи — родитель. Именно родитель может различить изменения настроения, работоспособности, направленности интересов сына или дочери. Потом необходимо оценить степень выраженности депрессивного состояния: идет ли речь о купируемом усилиями семьи сниженном тонусе и настроении, или о серьезных сбоях психологического благополучия, когда нужно „бежать и спасать“, обращаться к специалистам. Не нужно думать, что это „само пройдет“! И, конечно, совершенно нелепо и бессмысленно расценивать депрессивное состояние ребенка как лень и простое нежелание что-либо делать», — советует психолог.


Последствия депрессии

Если своевременно не разглядеть, не понять и не помочь подростку, то велик риск того, что депрессия может спровоцировать суицидальные мысли и намерения. Именно депрессия, исчерпывающая психологические ресурсы человека, становится почвой для принятия решения и безысходности страданий и бессилия что-либо предпринять, найти выход из создавшей сложной ситуации. И это уже новый виток нагнетания внутренних проблем и проблем взаимоотношений с окружающими.

Относиться к любым заявлениям и, тем более, действиям суицидального характера необходимо очень серьезно. Даже, если подросток манипулирует, шантажирует и демонстративно себя ведет, велик риск опасности. Импульсивность и неспособность оценить риски тех или иных средств (таблеток, высоты и прочего) могут привести к трагическим необратимым последствиям. В таких случаях лучше «перебдеть, чем недобдеть!».

Именно серьезное отношение к проблемам подростка, принятие его как личности, разделение его позиций является основой продуктивного психологического контакта. Только установив полноценный контакт и доверительные отношения, мы можем рассчитывать, что разберемся в ситуации и найдем совместно с ребенком выход из неё. На любом из этих этапов имеет смысл обратиться к специалисту — психологу или психотерапевту, кто грамотно и оперативно поможет и подростку, и его родителям.