Так уж повелось, что все, что человеку непонятно, воспринимается им враждебно. Когда-то в Средневековье уничтожали на кострах рыжеволосых женщин, а позже было заведено переучивать всех левшей на правшей. Почему-то данная особенность долгое время считалась неким отклонением.

Ежегодно 13 августа вся планета отмечает Международный день левши. В эту дату левши стараются привлечь внимание большей части общества к теме повышения своего комфорта.

К сегодняшнему дню медики и педагоги чаще сходятся во мнении, что всех левшей следует оставить в покое и не подгонять под стандарты. Но все же тем, кто использует левую руку как ведущую, непросто адаптироваться в мире, поскольку большая часть предметов изготавливается с ориентировкой на правшей.

«Особенно важно научить подросшего ребенка переходить дорогу, ведь если мы при этом смотрим налево, то левша будет смотреть направо, что может привести к печальным последствиям. Алгоритм перехода улицы следует довести до автоматизма», — отмечают неврологи.

Детям также сложно учиться читать в нужном направлении, определять время по часам со стрелками и выполнять многие другие действия, на которые праворукие и не акцентируют внимания. Но все же лучше помочь ребенку адаптироваться с его особенностью, чем переучивать его.


«Нельзя переучивать левшу, подобная мера заставляет ребенка чувствовать себя неполноценным, ущербным, приводит к развитию комплексов и депрессии, наносит психологические травмы и мешает гармоничному становлению личности. Левша, которого пытаются сделать правшой, начинает отставать в школьной программе, испытывает трудности с ориентацией в пространстве. Весь этот спектр проблем приводит к бессоннице, перепадам настроения, плохому аппетиту, агрессивности и неврозу», — предупреждают психологи.

Дискомфорт, который испытывает левша, когда его пытаются сделать правшой, можно сравнить с тем, если бы всех нас, таких «правильных» людей, заставили ходить на руках, а не как это заложено физиологией — ногами.

Подобное вмешательство в природу грозит еще большими проблемами, чем те неудобства, которые сносят левши в мире праворуких, ведь сторонники переучивания пытаются вмешаться в мозговые процессы ребенка.

Активность левого полушария делает человека правшой, а при большей активности правого человек рождается с ведущей левой рукой. В зоне ответственности доминирующего у правшей левого полушария логическое мышление, чтение, письмо, речь. Правые рука и нога управляются левым полушарием, левые рука и нога — правым. Когда у правши осознанные волевые действия нервных импульсов направляются к ведущей руке беспрепятственно от левого полушария, у левши этим сигналам приходится преодолевать мост, соединяющий полушария (мозолистое тело). Именно это становится причиной речевой задержки и трудностей с письмом, которые иногда наблюдаются у левшей.

Десятая часть населения земного шара рождается левшами, и специалисты уже отметили, что людей с такой особенностью становится все больше. Если вы еще думаете над тем, чтобы переучить своего ребенка, вспомните эти имена: Альберт Эйнштейн, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Гай Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт, Александр Македонский, Уинстон Черчилль, Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Ганс Христиан Андерсен — все они были левшами, и это далеко не полный список великих людей с такой особенностью. Немал перечень и выдающихся современников, пишущих левой рукой. Не исключено, что и ваш ребенок пополнит эту когорту талантливых людей — не думали?


Как понять, что ребенок левша

Определение ведущей руки возможно к четырем-пяти годам ребенка. Период до двух лет характеризуется волнообразными изменениями «рукости», с двух лет руки становятся почти равноценными и проявляют одинаковую деятельность, а к четырем-пяти годам вырабатывается конкретное предпочтение. Присмотритесь к развязыванию узелков ребенком, к шнуровке обуви, складыванию кубиков, сборке конструктора — вы сможете заметить, что одна рука будет двигаться активно, то есть будет ведущей, а другой ребенок только помогает себе удерживать предметы.

Способы определения левши или правши:

• попросите малыша сложить руки в замок. Сделать это нужно быстро, автоматически. Переплетая пальцы рук, правша сверху кладет большой правый палец, у левши будет наоборот;

• воспользуйтесь «позой Наполеона», пусть ребенок сложит руки на уровне груди, у правши правая кисть ляжет сверху на левое предплечье, обратная ситуация будет с левшой;

• посмотрите на одновременные действия левой и правой руки, как каждая рука нарисует круг, квадрат, треугольник. Ведущая рука может совершать движения медленнее, но они будут точнее. Линии ведущей руки отличаются большей четкостью, ровностью, меньше выражено дрожание, углы не сглаживаются, места соединения не расходятся;

• протестировать ребенка можно и на примере обычных занятий: отмечайте, какой рукой малыш поливает цветы, чистит зубы, берет предметы, играет лопаткой в песочнице, расстегивает молнию и т. п.