Случается так, что любимый и родной человек тяжело и неизлечимо заболевает, что становится настоящим испытанием для всей семьи. Некоторые родственники не только разделяют страдания пациента и пытаются ему помочь, но и полагают, что должны угасать вместе с ним.
Когда дело касается тяжелых хронических расстройств, длительных болезней, независимо от того, психические это проблемы или соматические, первое, что должны осознать близкие, пребывающие рядом с больным человеком, что он именно болен. Психологическое состояние пациента обусловлено как раз его недугом, он капризничает не потому, что имеет скверный характер или хочет досадить родственникам, а потому что ему плохо.
«Исходя из того, что человек нуждается в помощи, нужно строить дальнейшую линию поведения. Сочувствие должно быть, но оно должно быть здоровым, не значит, что надо положить себя на алтарь этих эмоций и этого пациента, будто весь остальной мир перестал существовать. Родственникам важно социально адаптироваться, не выпадать из жизни», — говорит заведующий поликлиникой № 1 Городской клинической больницы № 1 Челябинска, психотерапевт Михаил Козлов.
Настрой окружающих отражается на самочувствии пациента, если люди, находящиеся рядом, пребывают в здоровом психологическом состоянии, больному будет легче.
Гиперопека не приведет к улучшению самочувствия пациента, ему необходимо давать покой и оставлять наедине с собой, чтобы он мог просто почитать или заняться своим делом. Не нужно «затаскивать» пациента по различным клиникам или представителям нетрадиционной медицины.
«Безусловно, приходится искать выход из ситуации, но зачастую это переходит отнюдь не в рациональное русло, когда несчастного пациента начинают таскать по медицинским организациям, ищут врачей, светил, вместо того, чтобы дать спокойно ему „доживать“ — этого термина, к сожалению, не избежать, в кругу родственников и комфортной домашней обстановке», — рассказывает врач.
Иной вариант, когда близкие люди эмоционально абстрагируются от сложностей с пациентом — такое поведение является защитным механизмом. Родственник как бы пытается «убежать», уберечь свое психологическое состояние от травмирующей ситуации. Это не значит, что человек не любит больного или плохо к нему относится, он просто защищается. Поведение такого рода также является отклонением от нормы и требует коррекции у специалиста.
«Между двумя этими полюсами: абсолютной эмоциональной холодностью и гиперэмоционированием расположена золотая середина», — отмечает психиатр Михаил Козлов.
Адекватное отношение к ситуации позволяет не только помочь больному родственнику в этот сложный период, но и сохранить собственное психическое здоровье.