Впереди у школьников непростая пора — на носу выпускные экзамены. И даже если ребенок хорошо знает предмет, он может подвергаться экзаменационному стрессу. Психологи отмечают, что повышенная тревожность присутствует у большинства современных подростков.

Специалисты проводили анкетирование школьников и получили следующие результаты: уже за два месяца до экзаменов ученики выпускных классов испытывают целый спектр неблагоприятных эмоций: среди них тревога, растерянность, уныние, раздражение, отвращение. Среди учащихся 11-х классов только четверть опрошенных не столкнулись с подобными переживаниями. В числе детей из 9-х классов спокойных оказалось еще меньше — только 9% из тех, кто впервые сдает выпускные экзамены, сохранили устойчивость, остальные переживали боязнь, неуверенность, неприязнь и страх.

Чтобы предотвратить развитие у школьников и студентов стресса, следует подготовить детей к экзаменам. Причем речь идет не только о знании материала по экзаменационной дисциплине, но и эмоционально-психологической подготовке, позволяющей подростку не разнервничаться и не растеряться в самый ответственный момент.

В такой период ребенку требуется поддержка и знание, что он любим несмотря ни на какие обстоятельства, невзирая на то, как он написал тренировочный тест и прочее.


«Хвалите ребенка, время от времени напоминайте ему о его хороших качествах и способностях для того, чтобы облегчить стрессовую ситуацию и снять состояние тревоги. Не создавайте напряжения во взаимоотношениях, не угрожайте ребенку, у него должно быть ощущение надежного тыла — что бы с ним ни произошло, вы его поймете и поддержите», — говорит психиатр и психотерапевт Челябинской областной детской клинической больницы Наталья Юркина.

Ребенку требуется возможность поделиться своими переживаниями и опасениями, связанными с предстоящими испытаниями. Обсудите с ним будущий экзамен, побеседуйте об особенностях тестирования, пусть он поделится тем, что его больше всего волнует, что именно для него является проблемой, чего больше всего он боится.

Успокоиться и сохранить ясную голову перед экзаменами и во время их проведения помогут техники самопомощи в ситуации стресса, научите этому своего школьника или студента.

Техника «Позитивное воспоминание». Нужно представить место, где получалось чувствовать себя максимально безопасно и комфортно, где было хорошо и спокойно. Это может быть абсолютно любое место, в помещении или на природе. Часто на ум приходят места отдыха или что-то из детства. Это может быть реальное место или воображаемое.

«Обратитесь к органам чувств. Что вы видите вокруг себя? Слышите ли вы какие-то звуки? Может быть, вы чувствуете какие-то запахи? Что это за запахи? Может быть, вы прикасаетесь к чему-то. Прислушайтесь к себе и погрузитесь в ощущения уюта и защищенности. Сохраняя чувство тепла и безопасности, потихоньку вернитесь в реальность, откройте глаза. Вы можете приходить в свое безопасное место снова, когда вам нужно будет успокоиться или поддержать себя», — рассказывает специалист.


Изменение дыхания. После того как образ безопасного места определен, необходимо обратить внимание на свое дыхание. Положить руку на грудь или живот и постараться запомнить, как вы дышите, когда чувствуете себя комфортно. Во время стресса возвращайтесь к этому спокойному дыханию.

Дыхание животом. Делайте медленные и глубокие вдохи, считая до пяти. Почувствуйте, как расширяется ваш живот, когда он наполняется воздухом. Затем медленно выдохните. Концентрироваться нужно на расширении и сокращении живота при вдохе и выдохе. Повторить упражнение следует 12 раз, чтобы достичь состояния расслабления.

Техника сосредоточения. Снова концентрация на дыхании, делаем очень медленный вдох через нос. Обратите внимание, как прохладный воздух проникает в ноздри и достигает стенки горла. Представьте, что ваша трахея — это стеклянная трубочка, которая ведет к животу. Заметьте, как ваш живот расширяется во время медленного вдоха. Почувствуйте, как теплый воздух конденсируется на стенках стеклянной трубочки при выдохе. Расслабьте челюсть, выдыхая ртом, и заметьте, как теплый воздух испаряется, проходя по языку и небу. Повторите несколько раз, чтобы уловить усиление приятных ощущений.

Техника «Персонаж из мультфильма». Представьте приятный веселый персонаж из мультфильма со смешным голосом. При появлении критического голоса вообразите, что он звучит так же, как выбранный вами персонаж из мультика. Отмечайте, что происходит при этом. У многих людей неприятные ощущения сменяются положительными из-за позитивных ассоциаций, связанных с мультфильмом. Таким образом вы можете понять, что у вас есть способность контролировать свои реакции в случае негативных ситуаций и стресса.