Близится начало учебного года, и после продолжительного отдыха школьники столкнутся с серьезными нагрузками. Чтобы легче справляться со всеми задачами и не переутомляться, ребенку важно соблюдение режима дня.

«Основное воздействие на здоровье школьников оказывается режимом питания, количеством и качеством сна, двигательной активностью — прогулками на свежем воздухе, подвижными играми, а также правильной организацией рабочего места», — отмечают специалисты Роспотребнадзора.

Питание. Школьникам необходимы пять приемов пищи через каждые четыре-пять часов: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин.

Первый прием пищи должен быть богат пищевыми веществами и калориями, по утрам детскому организму энергия требуется в большом количестве, поэтому завтрак плотный и непременно с наличием горячего блюда — крупяного, творожного, яичного или мясного. Пить утром лучше какао — в нем больше калорий.

Обед следует начинать со свежих овощей, они обладают сокогонным свойством и подготавливают желудочно-кишечный тракт ребенка к приему более калорийной пищи. В зимний период можно кормить детей квашеной капустой, солеными огурцами, помидорами, репчатым луком, зеленым консервированным горошком. На обед обязательно нужно есть горячий суп и хлеб, вторые блюда должны содержать суточную норму мяса, птицы или рыбы. Пить можно консервированный сок, компот из сухофруктов.

В полдник нужно поесть свежих фруктов или ягод. Употребить булочку (оладьи, блинчики, печенье, вафли) с молоком или кисломолочным напитком.

Ужин рекомендуется составлять примерно из тех же блюд, что и завтрак, но исключив мясо и рыбу, поскольку насыщенная белком пища стимулирует детскую нервную систему и медленнее переваривается. Для ужина подходят разнообразные запеканки, ленивые вареники.


Сон. Важно, чтобы школьники спали на час больше обычного в период экзаменов, перед контрольными и прочей напряженной умственной деятельностью. Недосып отражается на способностях к успешному усвоению учебного материала.

Чтобы трудностей с засыпанием не возникало, нужно:

• отправляться в кровать и просыпаться в одинаковое время. Стараться не нарушать это правило;

• ограничить после семи часов вечера эмоциональные нагрузки (шумная игра, просмотр фильма);

• обзавестись любимыми полезными привычками (теплый душ, вечерняя прогулка, чтение перед сном);

• позаботиться о ровной, непровисающей кровати и невысокой подушке;

• хорошо проветривать комнату перед сном.

Приблизительными нормами ночного сна для учащихся считаются: 1–4-е классы — 10–10,5 часа; 5–7-е классы — 10,5 часа; 6–9-е классы — 9–9,5 часа; 10–11-е классы — 8–9 часов.

Активность. Отдельное внимание уделяется физической активности детей и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность активности для младших школьников — не менее 3–3,5 часа, в старшем возрасте — 2,5 часа обязательно.

«Грамотная организация режима оборачивается положительными изменениями в настроении, самочувствии, успеваемости ребенка. Наличие подвижных игр имеет серьезную значимость для детей, поскольку они являются незаменимым средством приобретения ребенком знаний и представлений об окружающей среде. Они воздействуют на мышление, смекалку, сноровку, ловкость, морально волевые качества, делают крепче физическое здоровье, учат жизненным ситуациям, содействуют процессу социализации в группе ровесников», — говорят эксперты.


Рабочее место. Наличие удобного рабочего места тесно связано с успеваемостью и здоровьем школьника.

Стол располагают так, чтобы дневной свет падал слева (если школьник — левша, делается наоборот). По такой же схеме следует продумать организацию искусственного освещения. Нельзя, чтобы свет настольной лампы бил в глаза ребенка.

Оптимальным соотношением высоты стола и стула считается положение, когда ребенок сидит с прямой спиной, опираясь локтями о стол и поднимая предплечье вертикально (как поднимается рука для ответа на уроке), касается кончиками пальцев наружного угла глаза. Чтобы это обеспечить, обычно хватает регулировки высоты стула. Если ребенок сидит правильно, то его ноги упираются в пол, создавая прямой угол и в тазобедренном, и в коленном суставах. Спинка стула не должна быть высокой.

Также грамотно выбранная мебель становится одним из гарантов хорошей осанки и предотвращения проблем с позвоночным столбом и зрением. Контролировать соответствие мебели росту школьника нужно дважды в год.

Помните о количестве времени, допускаемом для работы школьников за компьютером в течение дня: 1–4-е классы — 45 минут; 5–8-е классы — полтора часа; 9–11-е классы — 2 часа 15 минут. В промежутках полезно выполнять гимнастику для глаз.