Если вы отправились в магазин или поликлинику с ребенком или застряли в пробке, а в машине малышу стало скучно, можно заняться словесными играми, которые смогут не только развлечь, но и развить ребенка.

Тройная чепуха. Кто-то из игроков загадывает букву, а другой выдает ему словосочетание из трех слов на эту самую букву, например:

— Буква М.
— Медуза машет малышам.
Или:
— Мыши месят молоко.

«Чем более несуразное и смешное словосочетание вы составите, тем больше будет рад ребенок. Потом его очередь придумывать на загаданную вами букву. Эта игра развивает воображение и расширяет словарный запас, а также учит образному мышлению», — отмечают специалисты Челябинской областной детской клинической больницы.

Слова. Это уже классика. Игрок называет слово, а второй придумывает слово, начинающееся с последней буквы предыдущего слова, например:
— Апельсин — носок — книга и так далее.

С детьми постарше можно таким же образом играть в «Города». Принцип тот же, но расширяет кругозор необычайно.

«Да» и «нет» не говорить. Один из игроков начинает со слов: «Да и нет — не говорить, черный, белый — не носить. Вы поедете на бал?»
Дальше вы задаете наводящие вопросы, а ребенок отвечает на них, избегая указанных слов, например:

— Вы поедете на бал?
— Я туда собираюсь
— А вы наденете платье?
— Не просто платье, а бальное платье!
— Какого оно будет цвета?

Ситуации, конечно же, можно и нужно менять. Ваша задача — вынудить ребенка потерять бдительность и все-таки сказать слова, которые говорить нельзя, после чего вы меняетесь ролями, и вопросы задает уже ребенок.

Потерянная буква. В этой игре теряется буква. Ведущий задает вопросы, на которые ребенок должен ответить максимально быстро словами, в которых нет потерянной буквы, например:
Вы потеряли букву «Р».

— Ты был сегодня в детском саду?
— Да!
— С кем ты там играл?
— С детьми.
— Во что вы играли?
— В салки.

Если ребенок ответил: «С дРузьями» или «В пРятки», он проиграл. Хорошо, если потом вы дадите ребенку шанс вас обыграть, чтобы никому не было обидно.

Чемодан. Все начинается со слов: «Я беру чемодан и кладу туда…» Смысл этой игры в том, чтобы запомнить как можно больше слов из цепочки. Вы по очереди добавляете к цепочке по слову, но для этого нужно начинать с самого начала, например:

— Я беру чемодан и кладу туда носки.
— Я беру чемодан и кладу туда носки и футболку.
— Я беру чемодан и кладу туда носки, и футболку, и шляпу.

Чем длиннее цепочка, тем труднее запомнить все. Проиграл тот, кто сбился.

Полслова. Эта игра поможет ребенку развить речь. В ней нужно придумывать слова, которые начинаются с первого слога, придуманного другим игроком, например:

— Я иду по улице и вижу ло…
— Лошадь!
— Она играет на ви…
— Виолончели.

Так у вас может получиться целый забавный рассказ, а ребенок тем временем узнает много новых слов.

Отгадай-ка. Вы загадываете слово. Ребенок задает вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет», а по ответам пытается угадать, что вы загадали. Для малышей можно упростить условия, заранее оговаривая, из какой области слово (животные, цветы, еда), например:

— Ты загадал животное?
— Да.
— Оно большое?
— Да.
— Оно живет в лесу?
— Нет.
— Оно живет в пустыне?
— Да.
— Верблюд.