Ровно три недели остается до того дня, когда дети снова вернутся за школьные парты и начнут учиться. Немалая часть ребят узнает, что такое школьные будни, впервые. И, невзирая на то что этапы взросления и обучения детей — события радостные, с большим количеством открытий, все же момент «первый раз в первый класс» доставляет немало поводов для волнений вчерашним детсадовцам.

Впереди у малышей не сончас и полдник, а дисциплина и пропись. Детям предстоит столкнуться не только с новым распорядком дня, иным поведенческим укладом в предстоящие 9—11 лет, но и с незнакомым коллективом. Так что переживаний масса, а вот как с ними справиться, знают психологи.

«Подготовка к первому классу должна начинаться заблаговременно. Вся программа подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения нацелена на то, чтобы ребенок оптимально вписался в режим обучения, в требования учителя начальных классов, в те дисциплинарные моменты, которым, кстати, должны научить ребенка и родители и которые следует неукоснительно соблюдать самим взрослым тоже», — говорит педагог-психолог высшей категории Жанна Кулькова.

Специалист уточняет, что как раз ключевой трудностью в этом вопросе становится то, что сами родители будущих первоклассников не всегда готовы пойти на такие кардинальные изменения своего режима дня. Например, в детский сад можно немного опоздать либо позвонить воспитателю и вовсе не повести ребенка в коллектив в силу разных обстоятельств, что в школе категорически нежелательно.

«Родители, проявляющие дисциплинированность и ответственность, будут формировать те же самые умения и у своего ребенка. Помимо того, что интеллектуальные способности ребенка должны соответствовать программным требованиям общеобразовательной школы, еще и его коммуникативные, социальные навыки должны быть на определенном уровне. Так, нередки случаи, когда ребенок, который не общался со сверстниками или имеет несколько искаженное представление о взаимодействии со взрослыми (например, когда для чада нанимают личную гувернантку), заявляет: „А я тебя уволю“, что в отношениях с учителем начальных классов может стать ситуацией патовой», — рассказывает Жанна Кулькова.


Научить своего ребенка бесконфликтно взаимодействовать со сверстниками, уважительно относиться к значимому взрослому, которым на первых годах обучения для ребенка становится педагог начальной школы, — задача не самая простая, но решаемая в ходе повседневного общения родителя с ребенком. Взрослым необходимо подчеркивать статус учителя, поддерживать его авторитет, проговаривать нужность соблюдения тех правил, установок и ограничений, которые дает педагог, — это то, что поможет ребенку легче вписаться в школьный процесс.

Если же у чада наблюдаются нотки агрессивного, конфликтного поведения с ровесниками или нежелание мириться со школьным уставом, а родители не в силах с этим справиться, нужно скорее обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.

Психолог также отмечает, что в горячую августовскую пору родителям не стоит перебарщивать в своем усердии активной подготовки детей к школе. В это время важно обеспечить ребенку небольшую передышку, дать ему возможность напитаться положительными эмоциями, выспаться, наиграться, чтобы потом физически и психически здоровым приступить к школьному обучению.

«Однако один пункт все же стоит внести для адаптации к предстоящему ритму — речь о соблюдении режима», — советует эксперт.

Если уже сейчас начать тренироваться в раннем подъеме и выполнении ряда необходимых утренних ритуалов в короткие сроки, можно значительно облегчить себе и школьнику сентябрьские и последующие будни.