В Челябинске продолжается активное обсуждение вопроса о создании системы платных парковок в центре города. Такая мера позволит снизить нагрузку на дорожную сеть, уменьшить трафик на самых загруженных улицах, помочь решению экологических проблем. Дискуссии проходят на всех уровнях: официальном с участием экспертов городской Общественной палаты и депутатов городской думы, и на самом широком общественном в социальных сетях.
Мнения горожан разделились. Часть автомобилистов готова платить за гарантированное парковочное место и безопасность своего «железного коня», который будет находиться у всех на виду, а не на задворках близлежащего двора. Другие участники обсуждения согласны, что введение платы за парковку необходимо, но при соблюдении ряда условий. Третьи выступают категорически против того, чтобы «платить за воздух». Представители мэрии и городской думы неоднократно подчеркивали, что окончательное решение будет приниматься с учетом мнений горожан, а также на основе подробного знакомства с удачным опытом организации парковочного пространства в других крупных российских мегаполисах.

В городской думе обсуждаются варианты, какие поправки внести в правовую базу, чтобы реализовать подобный проект. Также рассматриваются бесплатные альтернативы парковкам, чтобы в центре города можно было ненадолго оставить автомобиль, — рассказывает председатель комиссии по социальной политике гордумы Александр Галкин.

Напомним, практика организации платных парковочных пространств в крупных российских городах начала складываться три-четыре года назад. К 2016 году проекты в полную силу заработали в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Сочи, Нижнем Новгороде, Казани. По данным официального сайта администрации Краснодара, на сегодняшний день в городе работает 199 платных муниципальных парковок общей емкостью на 6610 мест. Координирует эту работу ООО «Городские парковки», в чьи обязанности входит как строительство площадок для парковки автомобилей, так и благоустройство прилегающей к ним территории.

Парковки постоянно обновляются. Этим летом на ряде остановочных пунктов была проведена дополнительная работа по обустройству: нанесена горизонтальная разметка, установлены знаки, запрещающие остановку и стоянку транспорта вне парковочных зон. На одной из парковок были построены тротуарные дорожки, на другой пластиковые ограждения заменены на металлические. На таких объектах во всех частях города устанавливаются удобные информационные табло, подробно объясняющие способы оплаты парковки. В Краснодаре она осуществляется только безналичным образом с помощью паркоматов, мобильных приложений, смс и других электронных устройств. Процедура оплаты постоянно совершенствуется с целью сделать ее максимально удобной для автовладельцев.

Расширение и благоустройство парковочного пространства позволило значительно улучшить дорожную ситуацию в городе. Ответственные водители предпочитают оставлять свои транспортные средства на специально предназначенных для этого и охраняемых местах, — говорит замдиректора департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодара Владимир Архипов.

Один из главных вопросов, который беспокоит челябинцев при обсуждении темы платных парковок — сохранность автомобилей. И это не случайно, поскольку совсем недавно город был охвачен «эпидемией» поджогов машин, оставленных хозяевами во дворах. Статистика угонов также склоняет горожан к мысли о необходимости оставлять автомобиль в местах, которые хорошо просматриваются. Самое большое количество угонов в России происходит в Москве и Санкт-Петербурге, далее в списке Челябинск и Екатеринбург. С улиц южноуральской столицы по данным ГИБДД с января по март 2017 года исчезло 325 транспортных средств.

Я боюсь оставлять машину где-то в бесхозном месте, далеко от места работы, куда не смогу выбежать в случае чего. Ведь даже не узнаю сразу, если что-то случится. Поэтому рассматриваю вопрос о пользовании платной парковой, которая будет находиться рядом с офисом, — говорит предприниматель Олег Банных.

Заместитель начальника управления капитального строительства челябинской мэрии Юрий Мельников поясняет, что создание единого парковочного пространства будет происходить поэтапно в течение нескольких лет. Не исключено, что первые платные парковки появятся в южноуральской столице уже к концу года.

В первую очередь они будут организованы на гостевых маршрутах, где автоматизируют уже существующие парковки и построят новые. Концепция работы платных парковок будет схожа с опытом других городов. Например, в Казани на первые 15 минут машину можно оставлять бесплатно, дальше оплата происходит по установленным тарифам через систему паркоматов и другими способами. Предусмотрены бесплатные места для льготников, разработана система штрафов для нарушителей, которые не заплатят за стоянку. Контролируют добросовестность водителей специальные автомобили.

Фото: Людмила Потапова