В тенденциях современного общества уже заложено родительское стремление сделать из своих детей вундеркиндов и полиглотов. Языковые школы малыши начинают посещать задолго до начала обучения в общеобразовательной. Оправданно ли такое рвение родителей растить всесторонне развитое чадо, научить его «спикать» на английском, когда даже родная речь осваивается пока с трудом? Ответ на этот вопрос дали психологи Челябинской областной детской клинической больницы.

Лучшим временем для изучения языка, по данным наблюдений нейрофизиологов и психологов, считается период от рождения до 2-3 лет. Мозг малыша настроен на восприятие мира, он слышит, впитывает и легко «присваивает» языки, на которых общаются окружающие его люди. Это отлично просматривается в межнациональных семьях: когда каждый из родителей является носителем определённого языка, ребёнок начинает говорить сразу на двух, при этом он не путается и без всякой сложности переходит с одного языка на другой.

«Ребёнок в этом возрасте живет „без цензуры“. Он не обременён языковыми барьерами, страхом: „А правильно ли я скажу?“. Он естественно пополняет свой словарный запас и усваивает простые языковые конструкты каждого языка. Однако стоит обратить внимание, что любое обучение должно соответствовать возрасту ребёнка. Для детей до 3-4 лет подходит лишь путь погружения в языковую среду. Малыш, который слышит иностранную речь, будет запоминать её и воспроизводить естественным путём. Однозначно попытки просто посадить ребёнка за парту и проводить для него уроки английского в этом возрасте обернутся лишь вредом для психики. В 4-5 лет обучение языку ведётся уже через игровые техники, которые адаптированы к возрасту ученика», — говорят психологи ЧОДКБ.


Доказано, что изучение иностранного языка полезно для ребенка (и взрослого тоже) любого возраста. Психологи заметили, что ребёнок, занимающийся изучением дополнительного языка, проявляет открытость и гибкость в общении с людьми. У него также не возникает проблем с адаптацией к изменениям. Нередко одни только занятия языком могут расслабить замкнутого ребёнка, сломать стену, которой он пытался отгородиться от детского коллектива. Ребёнок просто избавляется от своих комплексов.

«Уровень „лёгкости“ в освоении иностранного зависит от того, насколько рано началось изучение. Имеет место и физиологическая склонность, но обычно проблемы в постижении языка вызваны психологическими причинами: отрицательный опыт, неуверенность в себе, комплекс принятия другого. Все это у ребёнка формируется после трёх лет, а чем он младше, тем легче преодолеть это негативное препятствие. И тогда ребёнок звучание чужой речи станет воспринимать естественно. На новое человек реагирует защитой, а если ребёнок знаком с иностранной речью, помех не возникнет. Зато появится любопытство: а что же дальше? Интерес к миру, к другой культуре. Именно поэтому лишь малому числу людей удаётся освоить язык в старшем возрасте. Скажем так, чем старше человек — тем больше у него причин не изучать иностранный», — считают специалисты.

Резюмируя, отметим, что психологи не наблюдают каких-то скрытых опасностей для ребёнка при раннем изучении нового языка. Стоит только понимать, что всякое обучение должно соответствовать детскому возрасту. Неправильно оттачивать на малышах те методики, по которым обучаются взрослые люди.