Детские границы удобно представлять в виде луковицы, ее слоев. До года у ребенка не существует физических границ, и он не понимает, где заканчивается его тело и начинается мамино, он как ядрышко этой луковицы.

В три года происходит первичная сепарация, когда ребенок начинает осознавать «я», «мое». Как правило, это сопровождается кризисом и бунтом, а кризис — это всегда про рост (и для взрослых тоже). В это время «у луковицы» появляется новый слой, который можно назвать так: «мое тело и я — это человечек».

С 3 до 6 лет формируются границы норм и правил в семье — что можно и что нельзя, по сути, нарастает еще один слой.

С 7–8 лет ребенок идет в школу, и у него появляется целый круг значимых взрослых, с которыми нужно передоговариваться о нормах. И это также формирует психологическое понимание себя и окружающих. Ребенок определяется, как с ним можно, а как с ним нельзя себя вести, а еще — как реагируют родители на его поведение среди других людей. По мере взросления «луковица» обрастает слоями, и к совершеннолетию у человека появляются интимные границы — завершающие.


«В идеальной ситуации родители — это понимающие, любящие и не допускающие ошибок люди. На деле мы не рождаемся со знаниями, как правильно воспитывать детей. Но ни один родитель не строит коварные планы вечерами на кухне, размышляя: „Как бы мне испортить моего ребенка завтра, чтобы он потом к психологу ходил“. А еще ни один специалист не даст родителям четких рекомендаций, как „надо“, а как „неправильно“ себя вести с детьми», — говорят психологи.

В каждой семье все индивидуально, и подходы к конкретному ребенку могут отличаться, но определенно детям необходима стабильность, чтобы каждый следующий день повторял предыдущий, им нужна последовательность в родительских решениях, а еще неизменность определенных правил в семье. 

Важно, что дети всегда будут пытаться эти правила нарушить, потому что это их природная потребность. Ситуация напоминает весы в поисках баланса, где на одной чаше родители со своими правилами, а на другой — детское желание пойти против правил. И уравновешивать эти качели приходится именно взрослым. Нельзя допускать вседозволенности, а также излишней строгости, поэтому родителям, когда они хотят что-то запретить ребенку, полезно отвечать себе на вопрос: «Я это делаю, чтобы что?» Проверьте себя, некоторые мотивы могут вас удивить.