Сегодня, 10 ноября, в мире отмечается День просмотра черно-белого кино. Не знаете, как провести вечер пятницы? Сайт «Первый областной» предлагает своим читателем вспомнить самые значительные черно-белые киноленты в истории кинематографа, и вместе отпраздновать праздник.
Но сначала немного истории
Кинематограф не сразу стал цветным. Первые киноленты, появившиеся в начале 20-го столетия, не содержали цветов. Причина, по которой кино, как и фотография, не сразу стали красочными, достаточно простая.
Цветное изображение в те времена было сложнее проявить, плюс оно формировалось за счет чередования темных и светлых участков на пленке, которая была очень хрупкой. Да, были эксперименты по раскрашиванию фильмов вручную, но это был долгий процесс. Полноценно цвет в кинематограф пришел только в 50-х годах прошлого века, но эксперименты с его использованием начались намного раньше — в картинах «Путешествие на луну» Жоржа Мельеса и «Поездка на море» британца Джорджа Альберта Смита.
Современные режиссеры по-прежнему снимают кино в черно-белых тонах, однако теперь это обусловлено не экономией на средствах, а художественным посылом, который автор закладывает в свое произведение. И в нашей подборке, кроме классических фильмов, будут и несколько современных двухцветных картин.
Итак, лучшие черно-белые фильмы в истории кино по версии сайта «Первый областной».
1. «Гражданин Кейн»
Один из лучших фильмов в истории кинематографа по версии многих изданий о кино и различных рейтингов. Драма 1941 года американского режиссера Орсона Уэллса, который выступил еще и главным продюсером и сценаристом картины, и сыграл главную роль, повествует о жизни медиамагната Чарльза Фостера Кейна. Он хочет посвятить свою жизнь обществу через новости, но со временем превращается в властного эгоцентричного богача.
Фильм начинается со смерти главного героя. Перед тем как умереть, Чарльз Кейн произносит лишь одну фразу: «Розовый бутон». На место гибели приезжает репортер, который пытается выяснить, что значат последние слова магната.
«Гражданин Кейн» полностью построен на принципе флешбеков, то есть демонстрируют события прошлого. Причем о главном герое картины рассказывают приближенные к нему люди, а сами сцены дополняют друг-друга, дублируя одно и то же событие, тем самым раскрывая эпизод с разных точек зрения.
Интересный факт: прообразом главного героя послужил бизнесмен Уильям Херст, который считается основателем «желтой журналистики». Сам Херст всячески препятствовал выходу картины, объявив Орсону Уэллсу войну в медиа. В результате «Гражданин Кейн» не принес успеха студии во время премьеры, крупные кинотеатры отказывались его демонстрировать. Фильм стал успешным в финансовом плане только с помощью повторных показов.
2. «Седьмая Печать»
Одна из самых знаменитых работ шведского режиссера Ингмара Бергмана, которого считают классиком авторского кино. В основе «Седьмой печати» — мотивы фрески «Смерть, играющая в шахматы».
Сюжет же разворачивается вокруг рыцаря Антониуса и его оруженосца Йонса, которые возвращаются из крестового похода спустя 10 лет после отсутствия. По пути Антониус встречает Смерть, которая должна забрать его жизнь. Но рыцарь предлагает ей сыграть партию в шахматы, на кону которой она и будет стоять. По ходу фильма главные персонажи то и дело возвращаются к партии.
«Седьмая печать» — не самый лучший фильм для просмотра в шумной компании. Это мрачная и монотонная картина, которая подойдет, скорее, для одинокого вечера. В фильме рассмотрены философские вопросы на тему религии и бога. По сути, вся лента — это размышление о существовании Бога и на тему смерти. Главный герой фильма (вместе со зрителем) постоянно задает вопросы «о высоком», но так и не получает ответа.
Интересный факт: Последние 2 минуты фильма — чистая импровизация. Когда финальная сцена была отыграна Инграм Бргман заметил на небе облако необычной формы и велел команде сыграть новый вариант финала, который был снят с одного дубля.
3. «12 разгневанных мужчин»
Режиссерский дебют одного из главных постановщиков послевоенного Голливуда Сидни Люмета. Считается эталоном юридического кино. «12 разгневанных мужчин» удостоены главного приза кинофестиваля в Берлине и трех номинаций на «Оскар».
В центре картины — 12 присяжных, которые собрались в совещательной комнате, чтобы решить, убил ли подросток из неблагополучного района собственного отца. Одиннадцать присяжных кроме одного голосуют «за», и лишь один идет против мнения остальных, в надежде разобраться во всех деталях дела, поскольку не уверен в виновности подсудимого.
Камерность — вот что отличает этот фильм от остальных. Здесь мало движения даже по меркам старых фильмов, но при этом действие идет непрерывно. И это при условии, что практически весь фильм снят в одной комнате. А настроение и атмосфера происходящего подчеркнуты условиями. Персонажи сидят в закрытой комнате в условиях духоты перед грозой, что также говорит о напряжении.
4. «В джазе только девушки»
Теперь перейдем к комедиям. Для начала — классические «В джазе только девушки». В главной роли — Тони Кертис, Джек Леммон и Мэрилин Монро. Действие картины происходит во времена сухого закона в США, а сюжет рассказывает о двух музыкантах из Чикаго, которые вынуждены переодеться в женскую одежду, что скрыться от преследующих их гангстеров.
«В джазе только девушки» имеют культовый статус в США. Во-первых, это одна из первых кинолент, с довольно вольной для 50-х годов моралью. Цензоры хотели запретить прокат фильма в кинотеатрах из-за сексуального подтекста, но лента все-таки добралась до широкого зрителя. А американский институт киноискусства и вовсе назвал «В джазе только девушки» лучшей комедией всех времен в США.
А еще тут есть Мэрилин Монро. Самая красивая женщина прошлого века исполнила одну из главных ролей в фильме, но во время съемок она пережила серьезный психологический кризис, из-за чего вся съемочная группа испытывала трудности.
5. «Берегись автомобиля»
Перейдем к советскому кинематографу. «Берегись автомобиля» рассказывает о жизни скромного страхового агента Юрия Деточкина, который играет в любительском театре, но также является угонщиком автомобилей. С ним же в труппе выступает следователь Подберезовиков, который и расследует кражи машин.
«Берегись автомобиля» — пересказанная на современный для своего времени манер история про Робина Гуда. Юрий Деточкин ворует автомобили только у состоятельных людей, а все деньги с их продажи направляет в детские дома.
Несмотря на то, что зрители считают эту картину комедией, она имеет очень много драматических элементов. Кроме того, в фильме прекрасно поставлены диалоги, а также прослеживается, казалось бы, очевидный изначально конфликт добра и зла, который в итоге оказывается не таким уж и очевидным. Фильм заставляет сопереживать обеим сторонам конфликта.
6. «Артист»
Пример современного черно-белого кино. Более того, «Артист» снят в стилистике немого кино. Картина французского режиссера Мишеля Хазанавичуса была признана лучшей картиной 2011 на церемонии «Оскар».
В центре сюжета — любовная история между актером немого кино Джорджем Валентайном и статисткой Пеппи Миллер. Валентайн — звезда мирового кино, который всеми силами сопротивляется появлению звука в кинолентах. Миллер же, напротив, стремительно набирает популярность именно в звуковом кино.
Во время выхода картина имела оглушающий успех! Критики назвали фильм «выдающимся». Сам «Артист» при этом выглядел и выглядит как вызов современным блокбастерам. В нем прекрасно соблюдена стилистика и эстетика того самого черно-белого кино.
Конечно же, это не все выдающиеся фильмы в двух тонах, их гораздо больше. Тут же вспоминаются: «Психо» Альфреда Хичкока — классика психологических триллеров; «Ночь зловещих мертвецов» Джона Ромеро — фильм, который заложил основы практически всех «зомби-муви»; или «Касабланка» — еще одна классическая мелодрама с иконой «Старого Голливуда» Хамфри Богартом в главной роли.
В этом материале мы постарались собрать самые культовые, и самые влиятельные на наш взгляд кинокартины, которые даже несмотря на «древность» до сих пор смотрятся на одном дыхании. А некоторыми воспринимаются как новый опыт в эпоху кинематографа, напичканного яркой картинкой и мощными спецэффектами. К тому же, именно эти фильмы во много заложили тот пласт, которым пользуются современные авторы.