В прошедшее воскресенье состоялось открытие нового магазина комиксов. В Челябинске такие заведения редкость, но, по словам владельцев, с таким стереотипом они и намерены бороться.

Комиксшоп расположился по адресу Молодогвардейцев, 70, внутри жилого дома. Несмотря на адрес, он скорее находится на Братьев Кашириных, потому что дом вытянулся далеко вдоль этой улицы. А магазин так и вовсе находится на дальнем его конце, ближе к Челябинскому государственному университету. В три часа дня открытие шло полным ходом. Основная масса посетителей уже успела обследовать магазин с утра, а самые заинтересованные остались послушать авторскую лекцию владельца магазина Влада Величко о влиянии экранизаций комиксов на сами комиксы. Помимо ответов на вопросы посетителей, он также ответил и на наши.

— Расскажи, почему выбрал именно такое название для магазина?

Я в детстве очень любил «Симпсонов», а «Симпсоны» это популярный пласт культуры, который в России тоже сильно развит. Там, в сериале, был магазин «Подземелье Андроида», куда заходили Барт Симпсон и его друг Милхауз после уроков провести время и почитать комиксы. Это очень важный момент моего детства, и поэтому, когда думал над названием своего магазина комиксов, этот вариант показался самым подходящим. Он будет ассоциироваться не только с моим детством, но и с детством многих, кто смотрел «Симпсонов». Так что для понимания названия можно даже не читать комиксы, а помнить, что в мультсериале был такой магазин. А «андроиды» во множественном числе — это все мы, кто покупает, читает комиксы, живет в этом «пластилиновом» мире. С детством, кстати, магазин ассоциируется здорово. Если не названием, так содержимым точно. Помимо комиксов, там можно отыскать старые пластинки, игровые приставки 90-х годов, дисковый телефон и огромную стопку комиксов, которые издавались у нас в середине нулевых. Сейчас это сложно представить, но раньше в киосках «Роспечати» без проблем можно было отыскать новые истории о Человеке-Пауке или Людях Икс.

— А не страшно было открывать в Челябинске такой магазин? Все местные магазины комиксов, которые я знаю, то переезжают, то закрываются

Очень страшно было открывать, потому что культура в принципе не развита в стране. Несмотря на то, что уже есть издательские дома, которые выпускают исключительно комиксы, она все равно в зачаточном состоянии. Она не привита нам с молоком матери, как это происходит в Америке. Там, когда ребенок только родился, его первыми героями сразу становятся герои комиксов. У нас это возможно когда-нибудь произойдет, но для этого нужен именно развитый национальный рынок. Конечно, когда ты открываешься, то думаешь, что это не особо денежный бизнес, что делаешь это за идею. Но, конечно, чтобы развиваться и выживать, нужны деньги. В чем проблема тех магазинов в Челябинске, которые переезжают и закрываются… Их невозможно найти, они работают только на интернет-аудиторию. Я решил, что если уж открывать магазин комиксов, то его должны видеть люди. Здесь студенты ходят из одного учебного корпуса в другой, а эта наша главная целевая аудитория. Даже если они комиксы никогда не читали, их можно спровоцировать на интерес. Они рады всегда что-то новое для себя постигать. Когда я раньше учился в ЧелГУ, я был бы счастлив пойти в такое место после пар. И я не один такой, все мои друзья тоже! Людям интересно провести время где-нибудь не в библиотеке, но где тоже можно посидеть, почитать, что-то купить, узнать новое. Посредством такого позиционирования можно открывать новую публику и прививать интерес. А чем больше людей, тем выше спрос и предложение, а значит больше будет издаваться хороших комиксов в стране.

— А соседство с магазином пенных напитков не смущает? Вас отделяет только дверной проем. Все-таки разная у вас аудитория, могут ли конфликты возникнуть?

Не думаю! Когда мы тут все обустраивали, покупатели этого магазина даже заходили к нам, спрашивали, что будет. На ответ реагировали спокойно, даже с интересом. Раньше же тут был копи-центр, и также студенты забегали сюда печатать документы постоянно, никаких конфликтов не было. А работать до полуночи, когда здесь есть риск появления какой-то несостоятельной клиентуры, мы и не собираемся.

— Будете ли вы проводить разные тематические мероприятия и поддерживать мировые акции, как например День Бэтмена, в который можно было купить комиксы о нем со скидкой?

Да! Разными тематическими вечерами мы будем собирать здесь интеллектуальную, думающую аудиторию, кинолюбителей. Вот сегодня прошло открытие, и я понял, что такие мероприятия будут пользоваться спросом. У нас по плану был розыгрыш комиксов, просмотр нового сериала по мотивам комиксов Marvel «Железный кулак», а еще я свою первую лекцию прочитал. С утра 50 человек было, их просто некуда было посадить! Пришлось ехать табуретки искать дополнительные. А когда нашли, все уселись смотреть «Железного кулака»! Я думал, телевизор будет фоном, пока люди общаются и смотрят комиксы, но нет — все сидели у ящика. Помещение у нас позволяет собирать народ — высокие потолки, безграничные возможности оформления стен, свободное место, есть кофе. Нужно всегда хорошо планировать программу и стремиться к тому, чтобы даже если придут сто человек, всей этой сотне было у нас комфортно.

— Как думаешь, а может ли у вас образоваться такая постоянная тусовка, которая будет часто проводить у вас время, устраивать какие-то свои сходки?

Если они еще и постоянно будут заказывать комиксы — ноль вопросов!

— Как относишься к российским комиксам, в частности к вселенной компании Bubble?

Честно говоря, не скептически, но индифферентно. Мне они просто не интересны пока, но, возможно, в дальнейшем появится желание. Смотрел нашумевшую короткометражку «Майор Гром» про их персонажа, но впечатления она на меня не произвела. Если спрос на них будет такой, что, допустим, приехал комикс Bubble, и его расхватали за день, — тогда, конечно, уже придется посмотреть, что там такого привлекательного. Российский рынок же рассчитан на российскую публику, а у нас публика очень узкая, следовательно, и заинтересовать ее труднее. Это как с российским кино. Не нужно создавать никому конкуренции, надо делать то, что нравится. Российское авторское кино живо, а популярное умирает, потому что пытается копировать Голливуд, а это априори невозможно! Эта машина работает уже двести лет. И комиксные гиганты Marvel и DC тоже за плечами имеют огромную историю, они зарождались в 20-30-х годах. И пытаться сейчас конкурировать с ними… Это просто не выдержит никакой проверки. Нашим комиксам надо ориентироваться на узкую аудиторию, но зато эта аудитория их полюбит, будет всегда покупать и читать. И постепенно вырастет. А сделать так, чтобы уже сейчас каждый школьник хватал на полке новый российский комикс — такого пока не получится.

Магазин комиксов «Подземелье андроидов» работает каждый день с 10:00 до 19:00.