Можно не смотреть оригинальных «Чужих», но «Прометея» зритель нового фильма знать обязан. Режиссер и не скрывал, что снимает прямое продолжение спорной картины 2012 года, но обещал и проложить мостик к «Чужому» 1979-го. Но выходит так, что этот мостик только начинает строиться и, говоря строительным языком, до сдачи еще далек.


«Прометей», несмотря на ругательства критиков и зрителей, был фильмом неплохим. В основном его ругали за глупость персонажей и отсутствие собственно Чужих. В нем большая часть сюжета была уделена загадочной расе Инженеров (или Создателей, или космических жокеев), которые занесли жизнь на Землю, а потом зачем-то решили ее уничтожить с помощью патогена, который приводит к появлению всяких тварей. «Завет» же дает разгуляться именно ксеноморфам, которых все так долго ждали. В итоге даже не на второй, а на двадцать второй план отходят сами Инженеры. Про Чужого ответы дали, а про них забыли. Может, в третьем фильме трилогии-приквела вспомнят и про них, а то пока «Завет» смотрится не как полноценная часть франшизы, а как серия в середине увлекательного сериала. Одна из тех, которая сильно не поражает, но для сюжета вроде как обязательна.


Фильм и пролетает так быстро, как одна серия. Дело даже не в реальной продолжительности, а в стремительном сюжете. Первая смерть наступает минут через пять после начала (самое забавное узнать, кто исполнил роль бедняги). А с середины экипаж корабля «Завет» будет погибать так быстро, что даже сосчитать не успеешь, сколько их там осталось. Их, к слову, аж 15 человек, поэтому особого пафоса в выкашивании персонажей не будет. Это не сыграло на пользу, потому что за короткое время даже не успеваешь запомнить их имена и взаимоотношения друг с другом. Некоторые ответы дают прологи, которые студия выпускала перед премьерой фильма. В одном из них показывают беседу команды корабля перед погружением в сон. Только так становится понятно, кто там чья жена и чей муж. Миссия-то у корабля колонизаторская, поэтому экипаж состоит в основном из семейных пар. Сам фильм не заостряет на этом внимание, поэтому о родстве персонажей узнаешь только тогда, когда один начинает оплакивать смерть второго.


«Прометея» ругали за глупость и нелепые действия персонажей. Эту проблему «Завет» у него перенимает, но она выглядит не так клинически. Да, экипаж выходит без шлемов на неизвестную планету, его члены разделяются в неподходящие моменты, поскальзываются на лужах крови. Но, с другой стороны, это можно сравнить с прогулкой по чужому городу, в котором случайно забредаешь в злачный район, где можно схлопотать по лицу. Хотя совершенно этого не предполагал! Но кто сказал, что персонажи должны быть гениями? С самого начала они показываются простыми людьми, без военной дисциплины и субординации. Можно долго смеяться над тем, как капитан корабля без всяких опасений лезет чуть ли не в яйцо ксеноморфа по советам антагониста, но он изначально таким и показан — сомневающимся и доверчивым.


Между тем, фильм очень красив. Пейзажи пустынной планеты, узкие коридоры корабля — все локации показаны очень «вкусно». Это достигается за счет использования реальных декораций, а не дорисовки на этапе постпродакшна. Даже роль Чужого в крупных планах играла реальная модель, а не спецэффект. Реализма прибавляют и некоторые кадры, стилизованные под документальную съемку с небольшой тряской. Атмосфера окупает многое. Атмосфера тайны и притягательной опасности. Героям, как и зрителям, страшно от одного вида Чужого, но в то же время жутко любопытно, что это за тварь и откуда взялась. Даже не откуда, а зачем? Вселенная Чужого с годами обросла такой мощной мифологией и философией, что в нее интересно погружаться и пытаться понять.


Ридли Скотт аккуратно тасует философские изыскания с экшн-сценами. Кому-то, напротив, может показаться, что разговорные сцены просаживают темп, но напряжение диалоговых сцен строится не на экшне, а на ожидании очередного откровения или скорейшей разгадки происхождения Чужих и человека, а как мы помним из «Прометея», эти два вопроса очень связаны. На фрейдистские мотивы первой части Ридли Скотт накидывает ницшеанство и, кажется, сам увлеченно прыгает в этот коктейль с головой, утягивая и остальных. Ему не откажешь в том, как интересно он развивает франшизу, с одной стороны, копируя некоторые приемы из фильма в фильм, а с другой, расширяя идейное, философское пространство вселенной. Не в ширину, а именно в глубину. В этом была проблема третьего и четвертого фильма о Чужих. Они искали новые ходы, обстоятельства, выдумывали новых ксеноморфов, но забывали давать фильмам тот подтекст, который и сделал из первого фильма не просто ужастик, а культовую картину. Стоит надеяться, что Скотт сам разберется в своих умозаключениях как можно быстрее, иначе есть опасность, что серия так и останется чередой философских размышлений и вопросов без ответов. На это у него есть еще как минимум одна, уже анонсированная часть. Кредит доверия «Заветом» он не потерял, но и сделал это будто без особых усилий. Создал ощущение, что это лишь пролог к чему-то большему. Обманул или нет — узнаем позже.

А пока — 7 лицехватов из 10.

7654323456.jpg