Ребенок устраивает истерику тогда, когда испытывает сильную эмоциональную реакцию, если не может получить желаемое. Истерики присущи большинству детей, но станут ли они регулярными — это решает взрослый, точнее его поведение.

Истерика обычно возникает, когда ребенок физически или психически перенапрягся, и чем меньше возраст чада, тем больше он подвержен истерикам, ведь его нервная система еще не созрела.

Чтобы не было истерик, нужно:

• наблюдать за малышом, за его комфортом и адекватностью нагрузок;

• не перегружать ребенка эмоционально — даже хорошие впечатления, если их много, могут спровоцировать негативную реакцию;

• придерживаться режима дня, определенное количество времени ребенок должен спать;

• если предстоит какое-то значимое событие, малыша стоит к нему подготовить;

• не предъявлять к ребенку неадекватных требований и завышенных ожиданий.

Непреднамеренной истерикой ребенок выражает эмоции, испытываемые им здесь и сейчас, просто потому, что выдать другую реакцию он пока не может.

«Если родитель уже что-то запретил, то он не должен отказываться от своего решения, боясь дальнейшего поведения ребенка. Не нужно уделять излишнего внимания происходящему, желательно, чтобы за истерикой наблюдало меньше „зрителей“. Родителю нужно подождать, пока малыш переживает этот момент, можно находиться рядом, а можно отойти и просто приглядывать за ребенком. Любые разговоры, убеждения, нравоучения или угрозы, пока ребенок истерит, бессмысленны», — говорят психологи.


При преднамеренной истерике, когда ребенок манипулирует вами в надежде обзавестись желаемым, он не достигнет по-настоящему того эмоционального накала, характерного истерике, а лишь попытается его изобразить.

Когда истерика представляет собой закрепленную реакцию, ребенок не кривляется, а действительно находится во власти неадекватного эмоционального диапазона, не отдавая себе отчета в том, что происходит, не имея сил и умений, чтобы успокоиться.

«Закрепляется такое поведение, как и преднамеренная истерика, если взрослые ведут себя так, как того ожидает ребенок, то есть дают ему то, что он требует, либо окружают вниманием. При таком раскладе ребенок воспринимает истерику как слаженный рабочий механизм», — отмечают эксперты.

Ребенок в этом случае нуждается в родительской, а нередко и в профессиональной психологической помощи, чтобы отойти от привычного шаблона.

Кстати, иногда ребенок может выдать «слезы тщетности», так называемую реакцию на безысходность, которая не всегда достигает масштабов истерики.


«При условии, что ребенок готов воспринимать вас, можно разобрать происходящее вместе с ним: вы обозначаете, объясняете и принимаете его эмоции и придумываете, как с ними совладать. Когда ребенок вас не слышит, не осуждайте его реакции, а позвольте ему самому справиться с эмоциями, не мешая при этом, запреты и внимание тут ни к чему. Когда состояние ребенка наладится, поговорите с ним спокойно о том, что произошло, но, если он не захочет это обсуждать, не настаивайте», — объясняют специалисты.

Первые истерики случаются у детей в возрасте одного-трех лет, влияют на них индивидуальные особенности малыша и внешние обстоятельства.

Если вы понимаете, что вскоре у ребенка случится истерика: переключите его внимание, прибегните к методам эмоционального контейнирования (помогите пережить это и поддержите, только взрослый может научить маленького правильно справляться с эмоциями и происходящим), предложите варианты совладания.

Если истерика наступила: избавьтесь от зрителей, а если находитесь в общественном месте, поспешите удалиться с ребенком, не акцентируйтесь на происходящем, сохраняйте самообладание. Когда буря утихнет, продолжите общение как ни в чем не бывало (не всегда нужно обсуждать истерику).

Снижает частоту детских истерик адекватность границ, четкость аргументированных и понятных правил, возможность волеизъявления ребенка (с ориентирами на возраст).