Чтобы достичь определенных результатов в разных видах деятельности, педагоги и тренеры сходятся во мнении: чем в более раннем возрасте ребенок начнет заниматься, тем выше эта вероятность успеха.

«Конечно, для занятий определенными видами деятельности, в том числе спортивными, имеются ограничения по здоровью, есть виды, в которые не рекомендуется приходить раньше 5–7 лет, но это уже прерогативы медиков — давать карт-бланш на знакомство со спортом», — говорит педагог-психолог высшей категории Жанна Кулькова.

Все же, с какого возраста ребенку начать, в первую очередь решают родители. Именно они, в силу сложившихся в семье традиций, приоритетов, личных ценностей, либо вовлекают во что-то чадо в очень раннем возрасте, либо ждут, когда этот интерес проявится у него самостоятельно.

«Практика показывает, что дети раннего возраста имеют разносторонние увлечения, им интересно все, и, погружая ребенка интенсивно в какой-то один вид деятельности, мы тем самым ограничиваем его возможности», — предупреждает специалист.


Безусловно, взрослым хочется, чтобы их дети, выбрав какое-то направление, двигались в нем и достигали определенных результатов. Многие родители, особенно имеющие собственные неудовлетворенные потребности в успехе, возлагают на ребенка дополнительные надежды, что он, в отличие от них, как раз получит золотую медаль, премию, грамоты… Однако следует отчленять свои ожидания от того, что на самом деле ребенок может и хочет, потому что дошкольники и младшие школьники очень ведомы и зависимы и им важно соответствовать родительским ожиданиям.

«Следует понимать, что дети не калька и не повторение родителей, каждый ребенок индивидуален. И если у родителей хватает чуткости и гибкости увидеть, что у ребенка все же другие интересы и способности, что-то иное получается гораздо лучше, нежели деятельность, выбранная для него взрослыми, важно вовремя уступить», — информирует психолог.

Если ребенок часто меняет кружки и секции, это становится поводом для беспокойства родителей. Но психологи считают иначе: таким образом ребенок определяется с тем, что для него действительно значимо, где он сам мог бы прийти к нужным ему достижениям, войти в зону успешности, столкнуться с признанием, что дальше позволит ему заниматься с повышенной мотивацией.

Вопрос, что делать, когда ребенок неожиданно заявляет о том, что собирается бросить дело, на которое ранее было потрачено много времени и усилий: настаивать, чтобы шел до конца, или отступить, — в педагогике до сих пор остается открытым.


«Не всегда занятие через силу закаляет характер, как думают некоторые родители. Важно не переступить грань травматизации и некоего педагогического насилия, осуществляемого со стороны учителей или родителей, когда ребенок идет на занятия „из-под палки“, не получая от этого удовольствия или радости. Часто родители пренебрегают даже физическим благополучием детей ради того, чтобы выйти на какое-то значимое для них, для взрослых, достижение», — рассказывает Жанна Кулькова.

Мониторинг взрослых спортсменов и выдающихся творческих деятелей относительно их психологического благополучия показывает, что здесь тоже все неоднозначно. Есть выросшие талантливые значимые личности, говорящие спасибо своим родителям, которые в нужные моменты не дали слабины, не потворствовали ребенку, но это касается в основном тех лиц, у которых потенциальные возможности были достаточно высоки.

«И все же, чтобы ребенок сформировался всесторонней полноценной гармоничной личностью, у него должен быть интерес, желание к выбранному делу и удовольствие от него», — отмечает эксперт.


Одни дети имеют много увлечений, другие интенсивно погружаются в конкретное дело. Есть дети, которые еще до школы перепробовали множество секций и кружков и определили для себя «то самое», а есть те, которые понимают, что хотят заниматься всем, но понемножку.

«Нет ни одного детского психолога, который сказал бы, что дети должны свой досуг занимать исходя из своих собственных представлений, что бы им самим хотелось делать. До подросткового возраста все-таки ответственность за развитие детей, их разносторонние увлечения, достижения в каком-то направлении лежит на родителях. И взрослые, которые попустительствуют и считают, что ребенок сильно загружен в школе, потому его не следует перенапрягать, несколько неправы. Ведь свободное время ребенка должно быть наполнено интеллектуальной, творческой, познавательной, активной, спортивной деятельностью. Тогда ребенок будет вести насыщенную жизнь и получит стартовую площадку для принятия решений относительно дополнительных занятий», — сообщает Жанна Кулькова.

Психолог уверяет, что универсальным правилом для того, чтобы развить своего ребенка, является разнообразие, дающее возможность увидеть в обилии видов деятельности и направлений, как воплощается и реализуется дитя. Иногда детские картины или лепка могут не приводить окружающих в восторг, но само творчество будет приносить ребенку колоссальное удовольствие. Самое главное — дать ребенку возможность попробовать себя, обеспечить богатый опыт. Ведь чем больше возможностей родители предоставляют, тем больше вероятность, что ребенок в чем-то себя найдет.