Всемирная ассамблея здравоохранения учредила в 2019 году Всемирный день безопасности пациентов, закрепив за датой 17 сентября.
«Цели мероприятия — углубить понимание проблем безопасности пациентов во всем мире, расширить участие общественности в обеспечении безопасности медицинской помощи, а также содействовать глобальным инициативам по предупреждению и сокращению причинения предотвратимого вреда при оказании медицинской помощи», — сообщают эксперты Роспотребнадзора.
Нередко пациент не осведомлен о том, на что он может рассчитывать, обращаясь за медицинской помощью. Между тем права пациентов закреплены юридически в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
Пациент имеет право:
• на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
• выбрать доктора, а также врача общей практики (семейного специалиста) и лечащего врача с учетом согласия медика, а также выбрать лечебно-профилактическое учреждение в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
• обследоваться, лечиться и содержаться в условиях, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;
• просить о собрании консилиума или получении консультации других специалистов;
• на предоставление мер по облегчению боли, вызванной заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
• на сохранность тайны факта обращения за медицинской помощью, состояния здоровья, диагноза и прочих сведений, выявленных при обследовании и лечении;
• на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
• отказаться от медицинского вмешательства;
• получить информацию о своих правах и обязанностях, а также состоянии своего здоровья;
• выбрать лицо, которому в интересах пациента может передаваться информация о состоянии его здоровья;
• получить медицинские и иные услуги в рамках программ добровольного медицинского страхования;
• на возмещение ущерба от случая причиненного вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
• рассчитывать на допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты своих прав;
• на допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для выполнения религиозных обрядов, в том числе в отдельном помещении, если это не мешает внутреннему распорядку больницы.
Если права пациента нарушены, он может обратиться с жалобой к руководителю или другому должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации или в суд.