Российские комедии за последние годы сумели заработать неоднозначную репутацию. Сложился определенный стереотип, что русская комедия в широком прокате — это лица, известные по «Камеди клаб» или КВН, слабый сценарий и вторичные шутки. Есть среди них и тропка, проложенная Жорой Крыжовниковым с его фильмами, которые апеллируют к народному духу с его залихватскими гулянками и застольными традициями. В целом, для массового зрителя краткий обзор комедийного ассортимента выглядит именно так. Особняком стоят авторские комедии, в которых есть и драматургия, и умная сатира, но нет промо-компании. В итоге они даже не окупают собственный бюджет и проходят незамеченными, как прошлогодняя «Страна ОЗ» Василия Сигарева, даже несмотря на отличный актерский состав. Роман Каримов пришел примерно из этой же сферы, где он вдоволь наигрался с разными жанрами и заработал себе любовь критиков, зрителей, а главное продюсеров. И, дойдя с «Гуляй, Вася!» до ротации на тысячах экранов по всей стране, он, похоже, сумел угодить всем. В нем он умело соединил любимый массами «народный» юмор и юмор ситуационный, который отсылает скорее к Голливудским комедиям, нежели к российским образцам.


Главное отличие фильма от российских коллег по жанру — это проработанность во всем. Персонажей здесь, конечно, можно отнести к привычным типажам — вот гопник, вот стерва, вот суровая жена. Но, если в других наших комедиях они, кроме как в этих типажах, себя бы и не проявили, то в «Гуляй, Вася!» у каждого есть довольно занятное второе дно. Они в этом фильме не только для того, чтобы смешить. Каждый характер с течением времени раскрывается, причем очень логично. Про них не скажешь — «так бы он не поступил», «это не логично», «так себя не ведут». 


То же самое относится и к сценарию. Если уж упомянули рыбную забегаловку «Серебряный карп», то она еще проявит себя в сюжете, причем так, как и вы и представить себе не сможете. Если встретился однажды героям вечно молодой и вечно пьяный десантник, то будьте уверены, он еще сыграет свою роль. И такими чеховскими ружьями, которые однажды выстреливают, увешана вся картина. 


Сюжет фильма сперва кажется сложным. Парень Митя случайно сделал предложение своей девушке, но жениться пока на ней не может, так как все еще не разведен с бывшей женой. Бывшая же развод даст только в том случае, если Митя познакомит ее с нынешней, да еще и сосватает за нее своего друга. Такая завязка отсылает к классическим ситуационным комедиям, в которых герои оказываются в нетипичной для себя ситуации и невольно принимают участие в некоем спектакле, кем-то организованном. В итоге все оказываются друг для друга немного не теми, кем казались с самого начала. Такая схема с притворствами работает еще со времен Мольера. На западе она давно прижилась, но вот на современную российскую почву классический прием никто не перекладывал так умело.


Впрочем, необязательно искать параллели с сюжетами 17 века, чтобы получить удовольствие. С так называемым народным юмором тут тоже все в порядке — пьяные приключения и любовные неурядицы герои себе отыщут. Водку, баню и застолье тоже. Другое дело, что даже такой юмор переставляется с ног на голову. Поверьте, с такой стороны, как Каримов, любовь русских мужиков к бане еще никто не показывал. Прекращается комедия вовремя, не успевая надоесть, и в самом конце уступает место лирике. Финал не неожиданный сам по себе — любой зритель угадает, чем закончится фильм с самой его завязки. Неожиданно то, какой дорогой к этому финалу приходят герои. 


Это тот случай, когда не стоит особо верить трейлеру фильма и постерам в духе «Горько!», «Жениха» и прочих. На деле фильм не такой, каким прикидывается в рекламе и даже в названии. А когда увиденное настолько превосходит ожидания, не хочется даже искать недостатки. Впрочем, угодить он должен действительно всем. Как и советские комедии, которые смотрели и любили всей страной.

Оценка: 8 Светлаковых из 10.