В центре любой хорошей истории стоит герой. Если взглянуть на самые долгоиграющие кинофраншизы, то мы легко сможем разглядеть их секрет. Джеймс Бонд, Гарри Поттер, Итан Хант, Рокки… Необязательно, чтобы героем был один человек: «Звездные войны» нам уже 40 лет рассказывают о галактических баталиях через семью Скайуокеров.

Как все начиналось


kinopoisk.ru-The-Fast-and-the-Furious-2166489.jpg

«Главным героем» франшизы «Форсаж» задумывались уличные гонки. Тогда, на заре «нулевых», эта тема была невероятно популярна у молодежи: вряд ли можно было найти подростка, который ни разу не играл в NFS или не слышал трек Get Low. Именно эти три составляющие — крутые тачки, крутые треки и крутые парни — стали залогом успеха «Форсажа». В рэпере Лудакрисе это и вовсе сошлось: Кристофер Бриджес не только написал саундтрек к фильму, но и занял во франшизе одну из ведущих ролей. Также в «Двойном форсаже» засветился другой рэп-исполнитель — Шэд Мосс, он же Bow Wow, но вся эта история, конечно, не про них.

Если кто забыл, то изначально «Форсаж» был не «Домом-2 для бритоголовых здоровяков, а историей, основанной на реальных событиях. Да-да, такие уличные гонки в Лос-Анджелесе реально происходили, и именно это вдохновило режиссера Роба Коэна на создание теперь уже культовой ленты. Ярким дополнением стал действительно интересный сценарий, который давал героям реальные мотивы и до последнего держал в напряжении.

kinopoisk.ru-The-Fast-and-the-Furious-2166487.jpg

Кроме того, у ленты был и герой, чьими глазами мы видели происходящее. Как это часто бывает, только после смерти Пола Уокера все вокруг осознали, какой же он крутой. Именно его персонаж был центральным в истории взаимоотношений банды уличных гонщиков и полиции. Единственной реальной, пусть и только загорающейся, голливудской звездой в 2001 году был, конечно, Вин Дизель, но его Доминик Торрето и вся «семья» все же выступали в другой роли. Того самого окружающего мира, в который попадает протагонист.

В «Форсаже» были все компоненты хорошей истории — харизматичный герой, внятная цель, препятствия на пути, мудрый (насколько это возможно) наставник и мораль. Еще круче, что эти компоненты трансформировались по мере развития героя! Несколько фильмов мы наблюдали за внутренними конфликтами Брайана О’Коннера, которые развивали его как персонажа и в итоге привели к закономерному решению променять лихие погони и перестрелки на спокойную семейную жизнь. Понятно, что определенную роль в этом сыграла смерть актера Пола Уокера, но его герой склонялся к этому и в предыдущих фильмах, поэтому такой расклад и без разъезда по разным дорогам под See You Again выглядел бы убедительным.

К чему все пришло


В результате франшиза потеряла героя, с которого начиналась, и логичным решением было переключиться на другое лицо серии — Вина Дизеля. Вот только обнаружилась проблема — «Форсаж 8» показал, что бэкграунд Доминика Торетто достаточно скуден. Да, мы знаем некоторые подробности его жизни, наблюдали за кучей передряг с его участием, но мы ничего не знаем о нем, кроме того, что он за семью порвет любого.

Возникает вопрос: а что есть семья для Торретто? Только его преданная команда? История его взаимоотношений с Летти весьма неоднозначна: с одной стороны, она любовь всей его жизни, ради которой он не раз шел ва-банк, и верный напарник одновременно. С другой, все мы помним, что горевал по ее «утрате» герой Дизеля недолго, быстренько соблазнив помощницу Хоббса Елену. К тому же, ячейку общества в классическом понимании они до сих пор не создали. При этом самого Торетто такая жизнь вроде как вполне устраивала, но не снимать же новый фильм про тихую жизнь? В итоге и получается, что трансформацию героя мы наблюдаем, однако сам он для этого ничего не делает. Если Брайан несколько фильмов размышлял о том, действительно ли он хороший, который притворился плохим, или наоборот, то Доминик поступает определенным образом, потому что так вышло.

kinopoisk.ru-The-Fate-of-the-Furious-2926983.jpg

Сценаристы насильно помещают Доминика в центр конфликта. Как известно из синопсиса, Торетто теперь плохой. Настолько, что даже целуется с Шарлиз Терон на глазах у своей подруги (вполне логичный выбор на самом деле). Объяснение у происходящего есть, но и вопросы к нему тоже. Касаются они как логики, так и морально-этической составляющей. А перемену сторон персонажами «Форсажу» уже пора запатентовать. Правда, если Брайан 16 лет назад делал мучительный, но все же осознанный выбор, то теперь герои меняют добро на зло и наоборот быстрее, чем в кино появляется очередной комикс. Хоббс был плохой, а теперь капитан команды, Шоу был главным врагом, а стал чуть ли не мессией. То есть, сначала герои пытаются убить друг друга, а потом друг за друга. Почему так? Ну, а куда девать этих бритоголовых качков?

kinopoisk.ru-The-Fate-of-the-Furious-2862456.jpg

Конечно, все это не отменяет харизмы актеров, которые продолжают играть нечто среднее между боевиком и комедией. Для того же Джейсона Стэйтэма с его талантами (как бойцовскими, так и юмористическими) это практически идеальный вариант. Поэтому нельзя сказать, что кто-то находится не на своем месте. Джонсон все тот же справедливый здоровяк, Роман — болтливый балагур, Тедж — компьютерный гений (кстати, как он в него превратился из организатора гонок?), Летти — боевая подруга, а мистер Никто — могущественный организатор. Из новых лиц в восьмом «Форсаже» можно увидеть Шарлиз Терон в роли киберпреступницы с синдромом «я хочу захватить мир» и Скотта Иствуда, который играет самого себя — круто выглядящего парня, который на фоне «папы» выглядит дурачком. И да, в эпизодической роли появилась 71-летняя обладательница «Оскара» Хелен Миррен.

«Форсаж» — это уже не местечковая история про уличные гонки, а громадная киноимперия, ставшая для голливудских див чем-то вроде «Танцев со звездами», где почетно засветиться. Это хорошо и плохо одновременно: крутости точно прибавилось, а вот история затерялась.
И да, семьи стало еще больше! Слоган фильма «Family no more» неправдив на 180 градусов — культовую для серии фильмов теорию о важности взаимоотношений с родственниками (как кровными, так и по духу) довели до абсолюта. Если раньше герои мстили за реального брата или друга, с которым через много прошли, то теперь для того, чтобы стать братьями навек, достаточно обнаружить буквально пару схожих пунктов в биографии.

Осталось только, чтобы в следующем фильме Хоббс и Торетто обнаружили, что они разделенные в детстве братья, и все вокруг начали танцевать под Danza Kuduro.
Кроме того, «Форсаж» превратился в настоящую «Санта-Барбару», где даже у второстепенных персонажей находятся какие-то внезапные родственники. Осталось только, чтобы в следующем фильме Хоббс и Торетто обнаружили, что они разделенные в детстве братья, и все вокруг начали танцевать под Danza Kuduro.

Как бы то ни было, «Форсаж 8» — это все еще стильное кино про машины (а также танки, ракеты и подлодки) с каким-то запредельным уровнем экшна. С франшизой происходит все то, что касается чего и кого угодно, когда приходит успех. Oxxxymiron опопсел, «Медуза» сдулась и «Звездные войны» уже не те. Все мы знаем, что раньше было лучше. Вот только мир меняется, и «Форсаж» закономерно становится быстрее и яростнее. Но бессмысленнее. Со своей главной задачей франшиза справляется и будет справляться еще долго — такое кино развлекает, дает отдохнуть, на него можно сходить с друзьями.

«Форсаж 8» превосходит своих предшественников актерским составом и визуалом, но уступает сценарием. Кого-то такое развитие даже радует, а кто-то уходит из кинозала, не вытерпев глупости происходящего. Поэтому перед походом в кино нужно понимать, куда вы идете: на абсолютно безбашенный и нелепый комедийный боевик про семью. Если вас такая формулировка смущает, то лучше не тратить время, свой миллиард фильм наверняка соберет и так.

Оценка — 6 крестов Доминика Торетто из 10.
rhtcn.jpg