С начала 2010-х годов в России власти мегаполисов начали борьбу за свободное пространство и организованное движение в центре городов, переняв опыт у европейских коллег. Они постепенно стали вводить понятие платных парковок в деловых, наиболее загруженных районах. Особенно удался эксперимент в Казани, там власти сделали сервис на высшем уровне, использовав современные технологии: на карте можно посмотреть расположение всех платных парковок, в режиме онлайн узнать количество свободных мест, а также стоимость часа в каждом из районов. Счетчик работает в режиме реального времени, а места размечены и оборудованы камерами видеонаблюдения. Более того, оплатить парковку автомобилисты могут через интернет, таким же образом проверить наличие штрафов. Эффект отмечают сами жители и многие туристы, побывавшие в столице Татарстана — культурно-исторический центр практически свободен от автомобилей.

Однако изначально у казанцев не было уверенности, что введение платы за парковку разгрузит центр города, принесет деньги в бюджет. Спустя пять лет можно с уверенностью констатировать: волевое решение прижилось, введение платы сделало автомобилистов более дисциплинированными, и место для парковки личного автомобиля найти стало намного проще.

Каждый крупный мегаполис сталкивается с проблемой нехватки парковочных мест, и все ищут выход. Сегодня в мире не придумали какого-либо решения лучше, чем ограничить использование личного автомобиля. Какие-то города выбрали путь «социальной справедливости». Например, в столице Филиппин, Маниле, ты не можешь использовать автомобиль в один из дней недели, все зависит от номера машины. Правда, социальной справедливости не вышло, так как богатые люди начали просто покупать по две машины и кататься в любой день. Но большинство городов борется с личными автомобилями рублем. Например, во многих городах есть платный въезд в определенные зоны, где-то существует ограничение парковки, а где-то надо еще купить лицензию на право владения автомобилем. Изначально идеей платных парковок были довольны, мягко говоря, не все. В Москве даже прошел митинг против платных парковок, где их называли социально несправедливыми, предсказывая возникновение напряженности. Это объяснимо — подобная мера крайне непопулярна среди автомобилистов: кто согласится платить за то, что всегда было бесплатным? Однако она сработала так, как и предполагалось, освободив центр. — написал в своем блоге известный журналист и критик Илья Варламов.

Платные парковки в ближайшее время появятся и в южноуральской столице, говорят эксперты. Уже сейчас центр Челябинска в рабочее время представляет собой одну масштабную парковку, стихийную и неорганизованную. Не найдя место, чтобы припарковать свои автомобили, водители привычно включают аварийку и бросают их вторым рядом, не всегда оставляя под стеклом номер телефона. Или ставят машины во дворах, на детских площадках и газонах, не думая о последствиях, которые могут обернуться для них большими неприятностями.

По данным челябинской госавтоинспекции, за прошедшие месяцы 2017 года было эвакуировано более семи тысяч машин, припаркованных с нарушением правил дорожного движения, в том числе с мест для людей с ограниченными возможностями. За каждый такой случай автомобилистам пришлось заплатить 1500 или 5000 рублей соответственно. А также около двух тысяч за услуги эвакуатора.

Основные поставщики клиентов штрафстоянок в будни — улицы Красная, Тимирязева, Цвиллинга, Свободы, Васенко, Кирова и прилегающие к ним. Ежедневно в Челябинске эвакуируют 80–100 автомобилей. Нередким явлением становятся оставленные машины на зебрах, островках безопасности, детских площадках. Привычной мерой для оценки парковки автомобилистов на тротуаре стал вопрос, пройдет ли человек с детской коляской. И ответ часто отрицательный. Возмущенные пользователи заваливают снимками нарушителей социальные сети, но борьбе с ними это никак не способствует.
С введением платной парковки у таких горе-водителей появится альтернатива — припарковаться правильно за 30–50 рублей или отдать в качестве штрафа сумму в 30 раз больше.

Актуальна тема загруженного центра и в свете предстоящих саммитов ШОС и БРИКС. Власти Челябинска и Челябинской области ведут борьбу с незаконной рекламой, ларьками и прочими портящими вид атрибутами гостевых маршрутов. Логичным продолжением этой работы была бы и разгрузка обочин от оставленных автомобилей. Правда, мера должна быть продуманной и взвешенной. В противном случае владельцы личного транспорта заполнят все дворы, газоны и детские площадки близлежащих микрорайонов.

Нужно учитывать и тему экологии, особенно важную для Челябинска. В начале этого года глава Челябинска Евгений Тефтелев распорядился в теплое время не пускать в центр города большегрузные автомобили для снижения выхлопов и сохранения дорог. А если часть работающих и учащихся пересядет на общественный транспорт, хуже воздух в южноуральской столицы точно не станет.

Резюмируя, можно сказать, что платная парковка в центре Челябинска имеет больше плюсов, чем минусов. Но к появлению каждой зоны необходимо относиться продуманно, в диалоге с местными жителями. Деньги, собранные с автомобилистов, нужно тратить на развитие инфраструктуры и обустройство Челябинска, уборку улиц и дворов. При этом схема должна быть понятной и прозрачной.