Про короля Артура давно не выходило фильмов, и британский режиссер Гай Ричи решил это исправить. Постановщик взял за основу роман Томаса Мэлори «Смерть Артура» 1485 года. Произведение стало в свое время революционным - впервые книга о приключениях легендарного короля была написана в прозе. Фильм Ричи тоже получился весьма непохожим на предыдущие об Артуре, хотя общего с первоисточником не имеет практически ничего.

«Меч короля Артура» рассказывает о становлении самого известного правителя Британии и его приходе к власти. Однако никаких политических игрищ к ленте нет - как и положено в боевике, герои решают большинство вопросов кулаками, а учитывая название - еще и мечом. В центре сюжета оказываются, собственно, Артур, который еще не король, и его дядя Вортигерн, который скоро корону потеряет. Ну, и, конечно, тот самый меч.

Фильм у Гая Ричи получился очень стильным в плане повествования, до жути британским в плане атмосферы, но при этом очень своеобразным в плане сюжета. Именно это и сыграло с картиной злую шутку, отправив ее на самое дно критических оценок. Так что не так с «Мечом короля Артура»?


Кто такой Вортигерн и как он связан с Артуром?


Сказаний и мифов о короле Артуре существует предостаточно, и до сих пор нельзя достоверно утверждать, существовал ли он на самом деле, были ли у него реальные прототипы. Однако в британских эпосах существует своего рода канон, автором которого как раз является Томас Мэлори. Именно его книга «Смерть Артура», представляющая собой антологию истории о короле, и стала основой фильма Гая Ричи «Меч короля Артура», как утверждают его создатели. Однако по факту лента не имеет ничего общего с книгой. Единственное сходство - имя главного героя и его отца.

В классическом варианте было так: легендарный король Утер Пендрагон влюбился в женщину, которая была замужем, добрый волшебник Мерлин помог ему принять облик мужа возлюбленной и благополучно с ней переспать. Платой за оборотное зелье стал плод любви Утера и его избранницы - юный Артур, которого волшебник забрал к себе. Впоследствии Мерлин отдал ребенка на воспитание сэру Эктору. Все это было задумано, чтобы страсти при дворе не испортили характер будущего короля. Когда Утер погиб, Мерлин специально устроил аттракцион с мечом в камне, который сможет вытащить только истинный король. Им и становится 15-летний Артур, который начинает править, собирает 150 рыцарей Круглого стола и совершает славные подвиги на благо родной страны.

В фильме вообще нет ничего из этой истории. Гай Ричи представил свое видение, которое смотрится еще более сумасшедшим. Тут Экскалибур принадлежит Утеру Пендрагону и помогает крушить сотни врагов в одиночку и даже сражать одним ударом…гигантских слонов! Этими созданиями, сбежавшими из «Властелина колец» управляет злой маг Мордред, который в эпосах вообще-то был сыном Артура от его сестры. И такой вот разброд случается буквально в первые пару минут фильма.

Кроме того, здесь же на авансцену выходит главный антагонист фильма - Вортигерн, который приходится братом Утеру и соответственно дядей Артуру. Он желает убить короля и занять его место. Получается какая-то интерпретация шекспировского «Гамлета». При этом в произведениях Томаса Мэлори имя Вортигерна никак не упоминается. Однако исторические источники говорят о том, что такой король действительно существовал. Его преемником стал Аврелиан Амвросий. Эта личность покрыта наибольшим количеством тайн. По одной из версий, он и был настоящим дядей короля Артура. Интересна также история взаимоотношений Аврелиана Амвросия и Вортигерна. Валлийский историк Ненний утверждает, что король Вортигерн боялся юного Аврелиана, который продемонстрировал чудеса предвидения. Некоторые источники вообще подозревают, что Аврелиан Амвросий был прототипом Короля Артура. В любом случае Артур и Вортигерн напрямую никак не взаимодействовали. У Ричи же - это два основных героя фильма - протагонист и антагонист. И это все еще не учитывая, что Вортигерн вообще стал колдуном.


Артур - уличный бандит, а не благочестивый сэр


Если Мэлори отправляет Артура транзитом через Мерлина к благочестивому сэру на воспитание, то Ричи бросает будущего короля в бордель к проституткам. Разные школы жизни рождают разных королей, и Артур Ричи получается брутальным уличным парнягой, который привык решать все вопросы «по понятиям». У него есть верная «бригада», несколько сундуков с золотишком, добытым не всегда законными методами, и престол ему не нужен. Безамбициозный разбойник с задатками лидерами не хочет связываться с короной даже когда его ставят перед фактом, что он и есть истинный король.

Вольная интерпретация режиссера делает главного героя привлекательным за счет его брутальности, приемов Коннора МакГрегора (серьезно, Чарли Ханнэм вдохновлялся ирландским бойцом) и пацанских убеждений. Будущий король Британии живет по принципу «За базар при встрече ответ обеспечен, один удар в печень отнимает дар речи!» и на других цитатах из пабликов. Это органично смотрится для главаря уличной банды, но не для короля. А раз уж так сложилось, что Артур - наследник престола, то его очевидно ждет трансформация убеждений и характера. Должно же быть развитие героя! Арагорн во «Властелине Колец» тоже от своего происхождения отворачивался, но в итоге же стал достойным правителем. У Артура Гая Ричи, увы, этого не происходит. Поэтому на престоле оказывается Саша Белый из британского Средневековья.


Зашкаливающее фэнтези


Жанр «Меча короля Артура» обозначен не просто, как боевик, а как фэнтезийный боевик, и это находит сильнейшее отражение в сюжете. Средневековье подается как альтернативный мир людей и магов, которые враждуют между собой. И это совершенно никого не удивляет и не волнует: все воспринимается как должное.
При этом магии и невообразимых существ в фильме чуть не больше, чем во «Властелине колец» и «Гарри Поттере». Нет, конечно, не больше, но смотрятся они здесь неорганично.

Экскалибур - это вообще отдельная тема. Во-первых, он здесь скрещен с мечом в камне, хотя в эпосах это два разных оружия. Во-вторых, действует он как читерский гаджет в какой-нибудь компьютерной игре. Сложилось ощущение, что Гай Ричи подсмотрел условный «инстинкт» в условном Hitman или другой аналогичный прием, когда главный герой замедляет время и спокойно убивает врагов в «режиме ночного видения». Из-за этого битвы теряют в эффектности, хотя по задумке, вероятно, должны приобретать.


Безликие герои


О’кей, давайте не будем брать во внимание, что в Лондиниуме появились негры и азиаты. Но давайте вспомним, как зовут женщину, воспитавшую Артура? Или его лучшего друга? Или его наставника? В лучшем случае вспомнится какая-нибудь кличка, но в целом герои в этот раз у Гая Ричи получились блеклыми. При том, что обычно как все как раз наоборот - всем мы любим и помним цыгана Микки и Бориса «Бритву» из «Большого Куша», хотя это далеко не главные персонажи ленты.
В «Мече короля Артура», помимо главного героя, запоминаются лишь его отец и дядя, сыгранные Эриком Баной и Джудом Лоу. А все те люди, которые окружают Чарли Ханнэма, остаются в тени актера, который снова исполнил сына анархии, хоть и в другом временном отрезке.


Неужели все так плохо?


На самом деле нет. Те, кто искренне любят Гая Ричи, получат от фильма то, чего ждут. Режиссер остается верен себе и лихо использует арсенал приемов, сделавший его культовым для многих постановщиком.

Во-первых, в «Мече короля Артура» по-настоящему классное динамичное повествование, достигнутое с помощью фирменного клипового монтажа Ричи и новых визуальных фишек, таких, как камера на плече героя. Чего только стоит сцена со взрослением Артура! Визуально она выглядит просто прекрасно, хотя некоторые вопросы к ее содержанию все же остаются.

Во-вторых, излюбленные Ричи флешбеки и флешфорварды никуда не делись - режиссер, будто Барри Аллен, заигрывает с таймлайном, то забегая вперед, то возвращаясь назад. Это делает картину небанальной и местами захватывающей.

В-третьих, саундтрек. Ведь в клиповом повествовании никуда без крутой музыки (о чем начинает забывать группировка «Ленинград»). И с треками в «Мече» все здорово. Они, как и вся картина, осовременены, но это нестрашно, прямо как в «Великом Гэтсби».

В-четвертых, юмор. Юмор в диалогах Ричи не так крут, как в прежних его работах, но он присутствует и ленту спасает. Смотреть фильм про короля Артура с гигантскими слонами и Темной башней без смеха просто никак нельзя.

Кстати, в фильме есть бывший футболист Дэвид Бэкхэм. Как говорится, хочешь перекочевать из футбола в кино - подружись с Ричи. Винни Джонс не даст соврать.


Итог


«Меч короля Артура» получился весьма неоднозначным: с одной стороны очень стильным, но с другой - кошмарно бестолковым. При этом - с намеком на сиквел. Фанаты ждут третьего «Шерлока Холмса» и вторых «Агентов Анкл», мистер Ричи! Сделайте верный выбор.


Оценка - 6 «вертушек» Коннора МакГрегора из 10.


вертуха.jpg

P.S. Нет, серьезно, они там ходят в шапках и кожаных штанах…