В Челябинске уже 9 месяцев существует образовательная платформа под необычным названием «Культзавод». Ее создатели рассказывают жителям промышленного города о современных культуре и искусстве, пути к их пониманию и осмыслению. Публичная программа включает в себя лекции, ридинг-группы, дискуссии и показы, ориентированные на широкую аудиторию. Все проекты знакомят публику с ключевыми идеями и фигурами искусства и культуры, объясняя сложное просто.

Корреспондент сайта «Первый областной» побывала на лекции о творчестве Олафура Элиассона и узнала подробности культурного проекта от его создателя Влада Михеля.

Влад, почему платформа называется именно «Культзавод»? Потому что Челябинск — город заводов?

Да, все правильно. Челябинск — город заводов, это все знают. А вот с культурой, мне кажется, здесь проблемы. Поэтому и пришла идея создать завод культуры, который не загрязняет воздух, а дает выхлоп в другую сторону — чтобы люди воспринимали и понимали современность как нечто им знакомое и могли посредством этих знаний взаимодействовать с окружающим миром. В общем, все изменения начинаются с людей, поэтому нужно им давать какой-то базис для понимания современности, чтобы потом эту же современность они могли строить сами.

Почему именно Челябинск, а, например, не Уфа или Пермь?

Я в Челябинске жил 4 года, занимался в студии-театре «Манекен». Я часто здесь бываю, мне нравится эта площадка, и, думаю, здесь не хватало такого проекта. В Москве я работал в музее современного искусства «Гараж», и образовательная программа меня очень вдохновила. Там много всего прежде всего для людей и по большей части бесплатно.

Сложно было начинать проект?

Как раз-таки наоборот. Все пошло как по маслу, и это даже было неожиданно. Сначала была другая площадка, но эта студия-театр «Манекен» намного уютнее, по-домашнему, что ли, и тут наши друзья — галерея современного искусства «ОкNo», которые всегда могут помочь. Начинать все было достаточно просто. Сначала у нас был курс «Краткое введение в историю современного искусства», для того, чтобы разобраться как менялось искусство с течением времени. Приходило около 40 человек. К сожалению, сейчас эта цифра меньше.

Слушатели — постоянная аудитория?

Безусловно есть постоянные посетители, я думаю, около 15 человек, но в основном это разные люди. Я рад за этим наблюдать. Сейчас мы набираем 20-30 человек на одну лекцию.

А хотелось бы провести лекцию на большое количество человек?

Для Челябинска, на самом деле, это уже большая аудитория. Конечно, хочется ее расширять, но мы особо не занимаемся рекламой проекта. Команда наша не такая большая, из организаторов я единственный. Но все это, конечно, хочется развивать.

Жить в прошлом — это значит не идти в будущее. И если у тебя мысли об искусстве апеллируют только к эпохе Возрождения, то, скорее всего, ты так и на многие вещи смотришь — социальные или экологические проблемы.

В Челябинске достаточно много людей, которые интересуются искусством и хотят его развивать, при этом они работают в других сферах. Могли бы они попасть в твою команду? 

На самом деле да. Мы всегда открыты для новых предложений и для новых персонажей в нашей команде. Но я человек достаточно требовательный и не всегда доверяю людям на 100%. И, к сожалению, мои сомнения иногда подтверждаются.

Получается, что лекции ведешь только ты?

Нет, не только я. Периодически бывают приглашенные лекторы. У нас есть Литцех, где проходят читки по литературе, там читает лекции Максим Ушаков. Он как Чехов — врач, увлеченный литературой. Он является вторым постоянным лектором. 

Как ты готовишься к лекции?

У меня есть определенный бэкграунд, как и у художника есть выставочная практика в Челябинске и не только, опыт из «Гаража», учился в институте современного искусства «База» в Москве. И, так как я жил в столице и активно сталкивался с искусством, у меня большой кругозор. Так или иначе, обо всех художниках, о которых я говорю, я уже что-то знаю. Поэтому, учитывая все это, готовиться к лекции мне не так сложно. Однако найти качественный материал, если мы говорим о современном искусстве, достаточно трудно. Я беру разные источники — от крупных сайтов о современном искусстве до каких-то узкоспециализированных материалов. Это все как-то складывается у меня в голове. Я считаю, что лекция должна рождаться здесь и сейчас. Не допускаю чтение с листочка. Заученный текст ни на что не вдохновляет, в том числе и лектора.

Как выбираешь тему для встречи?

Для начала была идея сделать срез и показать, что вообще есть. Поэтому у нас был курс по общемировому искусству и по российскому современному искусству. Потом пошли более локальные темы, которые освещаем подробнее. Сейчас мы идем линейно по ХХ веку — с абстрактного экспрессионизма. Сейчас дошли до художников которые во многом существуют вне какого-то конкретного направления, но о которых хочется рассказать, например, Олафур Элиассон.

Чувствуй каждое мгновение. На самом деле это действительно открывает какие-то иные шлюзы сознания, и ты иначе воспринимаешь все.

Какая сверхзадача у «Культзавода»?

Хочется изменить культурный ландшафт города. Чтобы люди, которые «плюются» от современного искусства и разных перформансов, смогли понять и узнать современное искусство. Так как у нас уже другое время. И жить в прошлом — это значит не идти в будущее. И будущего-то и не будет. И если у тебя мысли об искусстве апеллируют только к эпохе Возрождения, то, скорее всего, ты так и на многие вещи смотришь — социальные или экологические проблемы. Моя задача — рассказать и показать людям, что вообще есть. Челябинск все равно провинциальный город, многие не могут позволить себе куда-то съездить и что-то увидеть. Поэтому стремиться им некуда, потому что ничего другого и не знают. А если узнают, что есть что-то иное, то возникает стремление, и попытка что-то изменить. 

Как планируешь дальше развивать проект?

Планов всегда очень много. Хотим сделать летнюю кинопрограмму на открытом воздухе. Но где есть такие площадки — неизвестно. А еще открыть «Зеленую школу» — программу просветительских мероприятий на тему экологии, чтобы люди узнавали, какие вообще проблемы существуют и как их можно решить. Кажется, что для России это не проблемы, потому что так было всегда и это обыденность. Но когда ты выезжаешь дальше, то понимаешь масштабы загрязнений. Каждый человек, на самом деле может внести огромный вклад в решение любого вопроса. Просто нам с рождения внушали, что отдельная личность ничего не значит. Это не так. Если бы в истории не было этих самых отдельных личностей, то ничего, что сейчас вокруг нас, не было бы. 

Что тебя вдохновляет и где можно найти вдохновение?

Да везде на самом деле. Была такая ситуация еще в академии: смешно, наверное, звучит, но я завязывал шнурки ботинок, и я вдруг почувствовал эти шнурки, как они натягиваются и все затягивают. Это было такое тонкое чувство и такая простая вещь. Ты будто переносишься в другой мир и начинаешь чувствовать каждую миллисекунду этого действия, и это может зарядить энергией на весь день. Чувствуй каждое мгновение. На самом деле это действительно открывает какие-то иные шлюзы сознания, и ты иначе воспринимаешь все. Обычно ты бегаешь, что-то делаешь, все так затуманено, но остановился, почувствовал какой-то, казалось бы, незначительный момент, а он вдруг стал у тебя в сознании космосом целым. А вообще вдохновляют другие люди. Ну, и художники и природа. Это же все простые вещи.

Познакомиться с «Культзаводом» может каждый. Следующая лекция состоится уже 20 июня в 19:00 в галерее «OkNo». Чтобы стать участником, нужно оставить заявку в сообщениях группы. (https://vk.com/kultzavod)