14 февраля в прокат выходит комедия «Гуляй, Вася!» о парне по имени Митя, который вынужден разыгрывать целый спектакль перед своей бывшей женой, чтобы получить от нее развод. Сеть кинотеатров «Синема Парк» показала фильм за несколько дней до официальной премьеры, да еще и привезла на предпремьерный показ режиссера Романа Каримова и актера Романа Курцына. С ними побеседовал еще один Роман — Цаплин — корреспондент сайта «Первый областной».

Роман, ваши предыдущие фильмы отличались смесью разных жанров. Это были комедии, но с оговорками — криминальная, мелодраматическая. Как бы вы охарактеризовали «Гуляй, Вася!»?

Каримов. Ситуационная комедия…

Курцын. Хулиганская! Но там и драма есть.

Каримов. Да, много эклектики. Поэтому и называем ее «хулиганская» комедия. Мы отправлялись делать романтическую комедию, но из-за персонажей это скорее народное кино. Ближе к Жоре Крыжовникову, чем ко мне самому, к моим предыдущим картинам. Но все мои любимые фишки, связанные с сюрреалистичным юмором, с трэшняком, с черным юмором — это все осталось и является приправой к основному блюду. Который можно озаглавить как народная комедия, дань уважения народной комедии, но от Романа Каримова.

Фото: Гуляй, Вася!

На что еще ориентировались?

Каримов. Ориентировались на ситуационные комедии Голливуда 50-60-х годов и на более поздний период советского кино. Например, ранние рязановские фильмы — туда целились. Вообще, хотелось разрушить стереотипы о российских комедиях. Поработать над форматом, создать нечто новое для зрителя. Новое — это не значит, что мы чего-то несусветного наворотили, скорее отступили к истокам и корням.

Все ведь смеются над разным. Приходилось ли адаптироваться к вкусам массового зрителя, или что смешит вас самих, всегда смешно и другим?

Каримов. Мы уже показывали фильм и критикам, и обычным людям. Приходили таксисты, которые участвуют в промо-компании фильма. У них машины обклеили нашими баннерами и предложили сходить на кино. Они смеялись над одними шутками, критики над другими. Так мы поняли, что аудитория у нас широкая! Мы даже показывали фильм одному из главных хейтеров российского кино, блогеру Евгению Баженову. Он сказал, что если бы не трейлер и название, то всем бы его рекламировал! Потому что фильм совершенно не соответствует тому, что есть на постерах и в рекламе. Но это вопрос уже не к нам, мы делали кино, а промо — другие люди.

Курцын. Не для себя делали, а для зрителей прежде всего.

Каримов. Много пошлости в этом — мол, мы делали для себя, а не для зрителей. На каждом этапе производства мы показывали фрагменты фильма большому количеству человек. Мнение высказывала вся съемочная группа, мы замучались идеи отбивать. Этот процесс для всех нас стал таким полубесплатным развлечением. Много очень юмора было во всех стадиях — сценарий смешной был, ребят подобрали остроумных. У нас один монтаж занял девять месяцев! Смонтируем шесть версий сцены и показываем. Кому-то нравится один момент, кому-то другой. И за какой момент голосов было больше, тот мы и оставляли! Музыку также подбирали. Когда мы принесли готовое кино продюсерам, им понравилось, они тут же нашли каких-то партнеров больших, которые покрыли затраты, тут же нашелся огромный дистрибьютор, тут же деньги, тут же решили сделать из этого сделать кинособытие. Большое спасибо продюсерам, что дали нам временные рамки и бюджет, чтобы оттачивать фильм до того момента, пока все не сказали: «Все классно!». Это было детищем нашей узкой тусовки ребят, которые просто приятно проводили время.

Фото: Гуляй, Вася!

В титрах фильма есть логотип «Фонда кино» и надпись о поддержке Министерства Культуры. Как удалось выйти на государственную поддержку?

Каримов. Продюсеры привлекали. В «Фонде кино» дали деньги на рекламу, как только увидели фильм. Очень удивились, почему мы на производство у них не просили, потому что кино хорошее получилось.

Свой первый фильм вы сняли за 100 тысяч долларов, это по тем временам около 3 миллионов рублей. А «Гуляй, Вася!» стоит уже 40 миллионов. Можно ли было эту же историю рассказать при меньших затратах?


Каримов. Можно, но получилось бы более лаконично и хуже. Это был бы камерный фильм, как «Неадекватные люди» (прим. ред. — первый полнометражный фильм Каримова). А тут визуально красиво получилось, на локации загородные выезжали. Это дало более широкую аудиторию и картинку более интересную
Как вы уже упоминали, на съемках было много импровизации?

Курцын. Да-да-да

Каримов. Много человек за этот фильм ответственны, это коллективный труд.

Фото: Гуляй, Вася!

И в этом коллективе возникали споры?

Каримов. Да! Но если появлялся какой-то человек, мнение которого противоречит большинству, ему просто говорили: «Ты в меньшинстве, сиди спокойно!». В определенные моменты этим человеком оказывался я. Я еще права качать пытался: «Я режиссер, мне это нравится!», а мне: «Заткнись». Я соглашался, ведь если все за какое-то решение, то зачем ломать общее мнение.

Курцын. Фильм будет выделяться из российских комедий как минимум актерским ансамблем и нашим взаимодействием на площадке. Очень много импровизации, очень много реальной жизни. А лично для меня это шанс занять нишу комедийного актера. Работа для меня очень серьезная проведена, потому что я и мой персонаж вообще не похожи. До этого я в большинстве случаев играл таких правильных пацанов в драмах, боевиках, а тут мне дали такого оторву, а это совершенно другой подход. И у Каримова в работе с актерами другой подход. Совсем не такой, как у других режиссеров, с которыми я сталкивался раньше. И здесь огромное спасибо ему, что он мне полностью доверился и отпускал меня: «Так, Ром, здесь вот не по тексту, я не хочу слышать ни одного слова из текста, просто говори, что хочешь».

Фото: Гуляй, Вася!

Вы вдвоем, я вижу, точно отлично сработались

Каримов. На самом деле, Рома большой энтузиаст! Его активность зашкаливает. Я сначала боялся этого, потому что в большинстве случаев такие люди оказываются пустозвонами. Но стоило мне с ним начать репетиции и познакомиться поближе, я понял, что за этой энергетикой стоит абсолютно обоснованная сущность, человек с большим багажом знаний, интеллекта и эрудицией и остроумия…

Курцын. Продолжай, можешь не останавливаться (смеются).

Каримов. Его излишняя активность — это не стремление восполнить отсутствие внутренней сущности, а как раз наоборот. Его распирает от количества идей! Он что-то предложит и сразу же предлагает новое, саботируя старую свою мысль.

Курцын. Любимые слова Каримова по отношению ко мне: «Рома, аккумулируй». Между дублями заставлял сидеть и аккумулировать…

Каримов. Да-да, просто если он мне не предлагал свои идеи, он начинал предлагать другим.

Гуляй, Вася!

Роман (Курцын), и как вы готовились к такой нетипичной роли?

Курцын. Я купил диски «Дома-2» и в пробках смотрел. Еще скачал на телефон! 130 часов отсмотрел!

Это задание Романа (Каримова) или личное желание?

Курцын. Рома сказал! Сначала я не мог понять, зачем смотретьего должен, а потом понял. Там люди постоянно под камерами, а мой персонаж становится таким же, когда в его дом приходит то окружение, с которым он не привык общаться. Ему постоянно надо быть немножко собранным и говорить те вещи, о которых он понятия не имеет. В «Доме-2» то же самое — когда они пытаются общаться перед камерами, подбирая не матерные слова, это очень смешно. Когда я слышал фразу в тему моей роли, я записывал ее на диктофон или в сценарий, и дальше это мог использовать. Поэтому в фильме есть очень много реальных предложений, взятых из «Дома-2». Например, «Собирай вещи и делай выводы!» Это Степа Меньшиков говорил Водонаевой, когда выкидывал ее вещи из окна…

Каримов. Мы утупляли его как могли.

Курцын. Ну, это было проклятье. Я назвал этот проект «санаторий сатаны».

Каримов. «Дом-2», а не наш проект.

Курцын. Мы репетировали очень долго. Рома советовал посмотреть еще фильм «Чоппер».

Каримов. Это австралийский фильм про дорожного гопника.

Курцын. Вечером Рома давал задание актерам — сейчас вы все за ужином существуете как персонажи. «Ты не Курцын, ты Макс, ты не Аксенова, а Вася». И приезжали на площадку как персонажи. Если я приезжал и открывал дверь с ноги, все понимали, что сейчас я Макс.

Каримов. Он должен был ко мне относиться как отморозок. И у Любы Аксеновой такая же задача была. И, что странно, чем больше они меня бесили, тем больше я радовался. Значит, они делали то, что нужно!

Курцын. У Каримова нет режиссерского образования, но мне его тема намного ближе, потому что она простая. Нет терминов и умных слов, значения которых я не всегда знаю…

Каримов. Я считаю, что у режиссеров с академическим образованием есть большая проблема. Они считают, что их работа — это как можно больше дать актеру. Нет! Как можно меньше давать актеру надо, чтоб он не загружал мозги. Ему надо текст выучить, успевать сниматься в параллельных проектах, ему там мяса не дали на площадке, семейные проблемы беспокоят и прочее. И в этом момент ему еще начинают грузить (занудно продолжает): «Ну ты имей в виду, что подтекст твоей роли и дальнейшая задача….». Проще сказать: «Чувак, вот в этой сцене ты идиот, нацеленный вон туда». Это гораздо эффективней, потому что в голове у него и так много страниц текста.

Курцын. Когда мы начали уже на одной волне существовать, хватало просто одного слова. «Рома, мне нужен ты стратег». Это не в контексте самой сцены, но тем не менее я знаю, что подкладывать под это.

Гуляй, Вася!

А у вас есть актерское образование?

Курцын. Ха, я выгляжу только так (смеется). А так у меня диплом даже есть!

Еще я слышал о собственном театре.

Курцын. Да! Я там сооучеридитель и один из руководителей. Я со спортом был связан всю жизнь. Открыл сначала школу каскадеров, а на ее фоне сделали трюковой театр. В штате сейчас 24 человека, они в Эмиратах сейчас на гастролях.

В «Гуляй, Вася!» было, где проявить каскадерское мастерство?

Каримов. Да, довелось.

Курцын. Еще как!

Каримов. Его бортовала машина, а он пытался справиться с управлением. Было опасно.

Курцын. Да, очень опасные гонки получились. Перед сценой ко мне подошел постановщик трюков и говорит: «Ром, у тебя две тачки, но есть проблема. В одной неисправленные тормоза, в другой рулевое управление. Что выбираешь?».

Гуляй, Вася!

Ух! А сколько времени ушло на съемку фильма?

Каримов. Снимали месяц в конце 2015 года. Потом в 2016-м два дня досъемки были небольшие. А закончили 30 января 2017.

Это случайно так получилось, что успели к 14 февраля?

Когда заканчивали производство, это была ближайшая удачная дата! Поэтому и стали торопиться, чтобы успеть.