14 февраля в прокат выходит комедия «Гуляй, Вася!» о парне по имени Митя, который вынужден разыгрывать целый спектакль перед своей бывшей женой, чтобы получить от нее развод. Сеть кинотеатров «Синема Парк» показала фильм за несколько дней до официальной премьеры, да еще и привезла на предпремьерный показ режиссера Романа Каримова и актера Романа Курцына. С ними побеседовал еще один Роман — Цаплин — корреспондент сайта «Первый областной».
Роман, ваши предыдущие фильмы отличались смесью разных жанров. Это были комедии, но с оговорками — криминальная, мелодраматическая. Как бы вы охарактеризовали «Гуляй, Вася!»?
Каримов. Ситуационная комедия…
Курцын. Хулиганская! Но там и драма есть.
Каримов. Да, много эклектики. Поэтому и называем ее «хулиганская» комедия. Мы отправлялись делать романтическую комедию, но
На что еще ориентировались?
Каримов. Ориентировались на ситуационные комедии Голливуда
Все ведь смеются над разным. Приходилось ли адаптироваться к вкусам массового зрителя, или что смешит вас самих, всегда смешно и другим?
Каримов. Мы уже показывали фильм и критикам, и обычным людям. Приходили таксисты, которые участвуют в
Курцын. Не для себя делали, а для зрителей прежде всего.
Каримов. Много пошлости в этом — мол, мы делали для себя, а не для зрителей. На каждом этапе производства мы показывали фрагменты фильма большому количеству человек. Мнение высказывала вся съемочная группа, мы замучались идеи отбивать. Этот процесс для всех нас стал таким полубесплатным развлечением. Много очень юмора было во всех стадиях — сценарий смешной был, ребят подобрали остроумных. У нас один монтаж занял девять месяцев! Смонтируем шесть версий сцены и показываем.
В титрах фильма есть логотип «Фонда кино» и надпись о поддержке Министерства Культуры. Как удалось выйти на государственную поддержку?
Каримов. Продюсеры привлекали. В «Фонде кино» дали деньги на рекламу, как только увидели фильм. Очень удивились, почему мы на производство у них не просили, потому что кино хорошее получилось.
Свой первый фильм вы сняли за 100 тысяч долларов, это по тем временам около 3 миллионов рублей. А «Гуляй, Вася!» стоит уже 40 миллионов. Можно ли было эту же историю рассказать при меньших затратах?
Каримов. Можно, но получилось бы более лаконично и хуже. Это был бы камерный фильм, как «Неадекватные люди» (прим. ред. — первый полнометражный фильм Каримова). А тут визуально красиво получилось, на локации загородные выезжали. Это дало более широкую аудиторию и картинку более интересную
Как вы уже упоминали, на съемках было много импровизации?
Курцын.
И в этом коллективе возникали споры?
Каримов. Да! Но если появлялся
Курцын. Фильм будет выделяться из российских комедий как минимум актерским ансамблем и нашим взаимодействием на площадке. Очень много импровизации, очень много реальной жизни. А лично для меня это шанс занять нишу комедийного актера. Работа для меня очень серьезная проведена, потому что я и мой персонаж вообще не похожи. До этого я в большинстве случаев играл таких правильных пацанов в драмах, боевиках, а тут мне дали такого оторву, а это совершенно другой подход. И у Каримова в работе с актерами другой подход. Совсем не такой, как у других режиссеров, с которыми я сталкивался раньше. И здесь огромное спасибо ему, что он мне полностью доверился и отпускал меня: «Так, Ром, здесь вот не по тексту, я не хочу слышать ни одного слова из текста, просто говори, что хочешь».
Вы вдвоем, я вижу, точно отлично сработались
Каримов. На самом деле, Рома большой энтузиаст! Его активность зашкаливает. Я сначала боялся этого, потому что в большинстве случаев такие люди оказываются пустозвонами. Но стоило мне с ним начать репетиции и познакомиться поближе, я понял, что за этой энергетикой стоит абсолютно обоснованная сущность, человек с большим багажом знаний, интеллекта и эрудицией и остроумия…
Курцын. Продолжай, можешь не останавливаться (смеются).
Каримов. Его излишняя активность — это не стремление восполнить отсутствие внутренней сущности, а как раз наоборот. Его распирает от количества идей! Он
Курцын. Любимые слова Каримова по отношению ко мне: «Рома, аккумулируй». Между дублями заставлял сидеть и аккумулировать…
Каримов.
Роман (Курцын), и как вы готовились к такой нетипичной роли?
Курцын. Я купил диски
Это задание Романа (Каримова) или личное желание?
Курцын. Рома сказал! Сначала я не мог понять, зачем смотретьего должен, а потом понял. Там люди постоянно под камерами, а мой персонаж становится таким же, когда в его дом приходит то окружение, с которым он не привык общаться. Ему постоянно надо быть немножко собранным и говорить те вещи, о которых он понятия не имеет. В
Каримов. Мы утупляли его как могли.
Курцын. Ну, это было проклятье. Я назвал этот проект «санаторий сатаны».
Каримов.
Курцын. Мы репетировали очень долго. Рома советовал посмотреть еще фильм «Чоппер».
Каримов. Это австралийский фильм про дорожного гопника.
Курцын. Вечером Рома давал задание актерам — сейчас вы все за ужином существуете как персонажи. «Ты не Курцын, ты Макс, ты не Аксенова, а Вася». И приезжали на площадку как персонажи. Если я приезжал и открывал дверь с ноги, все понимали, что сейчас я Макс.
Каримов. Он должен был ко мне относиться как отморозок. И у Любы Аксеновой такая же задача была. И, что странно, чем больше они меня бесили, тем больше я радовался. Значит, они делали то, что нужно!
Курцын. У Каримова нет режиссерского образования, но мне его тема намного ближе, потому что она простая. Нет терминов и умных слов, значения которых я не всегда знаю…
Каримов. Я считаю, что у режиссеров с академическим образованием есть большая проблема. Они считают, что их работа — это как можно больше дать актеру. Нет! Как можно меньше давать актеру надо, чтоб он не загружал мозги. Ему надо текст выучить, успевать сниматься в параллельных проектах, ему там мяса не дали на площадке, семейные проблемы беспокоят и прочее. И в этом момент ему еще начинают грузить (занудно продолжает): «Ну ты имей в виду, что подтекст твоей роли и дальнейшая задача….». Проще сказать: «Чувак, вот в этой сцене ты идиот, нацеленный вон туда». Это гораздо эффективней, потому что в голове у него и так много страниц текста.
Курцын. Когда мы начали уже на одной волне существовать, хватало просто одного слова. «Рома, мне нужен ты стратег». Это не в контексте самой сцены, но тем не менее я знаю, что подкладывать под это.
А у вас есть актерское образование?
Курцын. Ха, я выгляжу только так (смеется). А так у меня диплом даже есть!
Еще я слышал о собственном театре.
Курцын. Да! Я там сооучеридитель и один из руководителей. Я со спортом был связан всю жизнь. Открыл сначала школу каскадеров, а на ее фоне сделали трюковой театр. В штате сейчас 24 человека, они в Эмиратах сейчас на гастролях.
В «Гуляй, Вася!» было, где проявить каскадерское мастерство?
Каримов. Да, довелось.
Курцын. Еще как!
Каримов. Его бортовала машина, а он пытался справиться с управлением. Было опасно.
Курцын. Да, очень опасные гонки получились. Перед сценой ко мне подошел постановщик трюков и говорит: «Ром, у тебя две тачки, но есть проблема. В одной неисправленные тормоза, в другой рулевое управление. Что выбираешь?».
Ух! А сколько времени ушло на съемку фильма?
Каримов. Снимали месяц в конце 2015 года. Потом в
Это случайно так получилось, что успели к 14 февраля?
Когда заканчивали производство, это была ближайшая удачная дата! Поэтому и стали торопиться, чтобы успеть.