Челябинские театры часто удивляют экспериментальными постановками. В мае отличилась «драма» — в театре Наума Орлова предложили посетить экскурсию по Питеру на гоголевский манер. С городом, как его видит художник Че, познакомилась корреспондент сайта «Первый областной» Ульяна Ремезова.

Майскую премьеру Театра драмы имени Наума Орлова «Портрет 2.0» удалось посетить мне в прошедшие выходные. Это спектакль-экскурсия по петербургской повести Николая Гоголя «Портрет», поставленный на сцене «Галерка».

«Что, если вместо экскурсии по Питеру вы попадёте в десятибалльную пробку?» — говорится в описании. Тогда всех спасет экскурсовод — главный и единственный герой спектакля. Он выступает в роли рассказчика истории, художника, не сумевшего отстоять свой талант перед жаждой славы и денег.



Зрителям обещают с головой окунуться в атмосферу северной столицы, и, действительно, этого получается добиться, потому что «Портрет 2.0» — это иммерсивный спектакль. Он создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки, это театр вовлечения, где зритель — полноправный участник происходящего. В «Портрете 2.0» ведется диалог «экскурсовода» с аудиторией, что позволяет постоянно удерживать внимание зрителя.

Автор сценария и исполнитель роли — Вадим Долговых, актер театра драмы имени Наума Орлова.

Я хотел уйти от заезженных приёмов. В постановках про XIX век обязательно нужны канделябры, гобелены, крылатки и прочий нафталин. А раз место действия экскурсионный автобус, значит, через лобовое стекло мы можем видеть всё, что угодно. — рассказал сайту «Первый областной» Вадим Долговых.

Неотъемлемая часть спектакля — фон, который меняется в течение повествования. Каждая «экскурсия» уникальна художественно, потому что фон рисуется прямо перед зрителями художником Екатериной Коробейниковой. Она «здесь и сейчас» создает не только декорацию, но и настроение и атмосферу. Рисование здесь смотрится очень органично, ведь сама история про художника.



Для передачи образа Петербурга Вадим Долговых находил фильмы, стихи и песни про этот город.

Хотелось достичь максимального отклика от зрителей, пробудить в них воспоминания, впечатления, создать эффект присутствия там. — поделился Вадим Долговых.
Главного героя зовут художник Че. Я спросила у Вадима, связано ли это имя как-то с Челябинском.

Конечно, а ещё с Че Геварой, Чебурашкой, Чеховым и Чернобылем. — ответил автор спектакля.
Вадим Долговых сформировал главную мысль спектакля так: у каждого в жизни есть шанс, и важно не только его не упустить, но и правильно им воспользоваться!

Согласиться с этим или нет — выбор каждого, однако мало кто останется равнодушным после увиденного. Кого-то цепляет актерская игра, кто-то в восторге от визуальных решений, кто-то цепляется за фразы.

В Петербург приезжают за вдохновением, а вместо этого осознают свою вторичность. — цитата из спектакля, которая отложилась у меня в голове.



Кстати, в конце спектакля присутствует «пасхалка» — идёт нарезка из фотографий, в которых знающие узнают уличных художников из разных городов и стран.

Премьера спектакля состоялась 18 мая 2019 года, спектакль повторили в июне. На сцену «Портрет 2.0» вернется в августе.