«Человечное кино» — амбициозный проект кафедры кино и телевидения Челябинского государственного института культуры. Это фестиваль студенческих короткометражных фильмов, а также питчинг, то есть конкурс сценариев. «Первый областной» побывал на его закрытии и узнал много нового не только о студенческом кино, а о тенденциях российского кинематографа в целом.
Церемония закрытия проходила в учебном театре ЧГИКа. Сначала объявили победителей в каждой номинации, а затем показали лучшие работы фестиваля. Участвовали, кстати, работы студентов со всей России. Да и не только участвовали, а в некоторых номинациях забрали главные призы. Организаторы планировали привезти всех участников в Челябинск, но это оказалось не так просто —
Как появился фестиваль и были ли у него аналоги раньше?
На заре кафедры кино и телевидения, когда ей руководил Виктор Дмитриевич Петров, на ее базе проходил фестиваль. Он был международный и собирал очень многих людей, которые верили в кино. Потом потихоньку дело заглохло, к сожалению. Сейчас я стал заведующим кафедрой, и мы пытаемся этот фестиваль возродить, по прошествии десяти лет. Хотим возобновить интерес к кино здесь, в институте. Говоря неформальным языком, мы организовали кинодвижуху. Пригласили молодое поколение кинематографистов и людей, которые работали еще в советское время. Разделили программу на две части. Первая часть — это готовые фильмы, которые оценивало замечательное жюри, а во второй части был питчинг — конкурс сценарных заявок на фильмы, которые оценивали люди уже с продюсерской точки зрения. В жюри были люди, которые или читают лекции, или сами продюсируют фильмы. У меня был интерес найти людей, которые хотят снимать кино и у них есть идеи. Наш институт окажет им образовательную поддержку, Свердловская киностудия менторскую, Молодежный центр Союза Кинематографистов помощь в связях и размещении фильмов на фестивалях, фирма Canon предоставит оборудование для победителя питчинга. Плюс, нам помогает Министерство культуры и киноцентр им. С.А. Герасимова, который уже взял в прокат два фильма с нашего фестиваля. У нас задача сделать «Человечное кино» отправной точкой для объединения киносообщества Челябинска. Это люди, которые хотят снимать кино, которые не считаются ни со временем, ни с затратами, чтобы найти донести миру о том, что они поняли или пытаются понять.
Что было общего у фильмов фестиваля?
Тема фестиваля «Человечное кино». Были нещадно убраны фильмы, в которых присутствует мат. Это может показаться
Чем сейчас интересуется студенческое кино?
Если анализировать в целом кино, которое у нас было представлено, самыми интересными были картины о людях. Не о синтетических машинах, не о взаимоотношениях с насекомыми или животными. Простая человеческая история будет интересна всегда, под каким бы жанром она ни подавалась. Она может быть обличена в форму ассоциативного монтажа, клипа, меланхолично смонтирована — масса технологических возможностей есть в кино, чтобы донести информацию и создать эмоциональную форму. Но если форма имеется, но нет содержания, она бессмысленна. То есть можно в самую современную форму облечь пустоту, но так как внутри будет вакуум, он никому не нужен. Важно поделиться своим пониманием мира, а уж та форма, в которую человек это облачит — модную или столетней давности, — это вопрос второй.
О трендах современного студенческого кино мы поговорили с режиссером, сценаристом и доцентом кафедры режиссуры
Чем отличается региональное студенческое кино от петербургского?
У нас в СПБГУКиТ есть фестиваль, который называется ПитерКиТ. Ему уже лет 17, основателя уже нет в живых. Проводится он ежегодно и в разное время был разным — более интересным, менее интересным. Но определенные тенденции можно заметить. Что касается его оформления, мы там устраиваем некое подобие профессиональных фестивалей. Красная дорожка, оркестры, перья, танцы… Такая вот мишура. Я считаю, что студенческий фестиваль не должен быть подобием
В Петербурге также?
Там все более раскручено, но я бы не сказал, что это более ярко или интенсивно. Это ведь очень хорошая школа общения. И эти 4–5 дней должны быть для студентов учебными днями. Не хочу сравнивать с Москвой или
Есть общие темы, которые поднимаются в студенческом кино, общие тенденции?
Сейчас общая тенденция одна —
Сможет ли такое кино найти выход к большому зрителю и интересно ли оно молодежи? Сейчас ведь есть стереотип, что российское кино заочно плохое
Молодежь с одной стороны хочет быть самой собой, а с другой не очень самостоятельна и легко поддается