В Государственном Историческом Музее на прошлой неделе открылась выставка, посвященная советскому дизайну бытовой техники середины ХХ века. Мы сходили на выставку и пообщались там с ее куратором Анастасией Ворониной и Павлом Писклаковым, членом американского института графического искусства и международной ассоциации типографов.

Вперед в прошлое


Выставка расположилась в Западной башне Государственного Исторического Музея. Радость узнавания наступает, когда видишь первые экспонаты. «А у меня такое было», «А эта у бабушки стояла», «А вот его в гостях, помню, видел», - похожие фразы вырываются у всех посетителей выставки. Часть коллекции уже давно находилась на хранении в музейном фонде, а часть - в течение последних лет приносили горожане на традиционный день дарения, который проходит летом. Некоторые экспонаты сохранились в рабочем состоянии. Например, бритва из 60-х годов до сих пор готова подровнять усы, а некоторые часы в состоянии показать точное время.

«Начали осмотр фонда, так сказать уборку, и обнаружили множество предметов советской бытовой техники. Хранитель фонда предложила идею оформить это все в выставку. Мы идею поддержали, погрузились в материалы, статьи, книги и в итоге придумали такой концепт - показать советский быт с точки зрения развития дизайна. Разделили выставку по годам. 50-ые - это зарождение промышленного дизайна, на 60-ые пришелся его пик и в 70-х наступило затишье». —рассказала сайту «Первый областной» куратор выставки Анастасия Воронина.

50-е. Взгляд на запад


Рядом с предметами техники висят плакаты, которые познакомят посетителей с историческим контекстом. В 50-е годы многие дизайнерские приемы подглядывались у западных стран. Тяжелую промышленность надо было восстанавливать после сложных военных лет, и весь бюджет уходил на нее. Поэтому над легкой промышленностью даже и времени не было думать - легче было скопировать. Но советские специалисты, конечно, не копировали все один в один. Изучение заграничной техники в том числе помогало понять, какой товар там в ходу, чтобы производить товары на экспорт, которые бы пользовались спросом.

«Актуальные тенденции в дизайне были все равно одинаковыми для всех стран. Конечно, в каждой они подстраивались под менталитет, действительность. Совсем уникальная вещь из советского быта - насадка для пылесоса для побелки. Сложно сказать, было ли такое на западе, но у нас у пылесосов было два режима - на вдув воздуха и на выдув. И насадка соответствующая, чтобы распылять побелку».


Пояснил старший преподаватель ЮУрГУ, член американского института графического искусства и международной ассоциации типографов Павел Писклаков.

60-е. Космос и экспорт


Уже с середины 60-х советская техника шла в ногу с западной, а иногда и перешагивала. В этот период из-за полета Гагарина на орбиту стала очень популярна космическая тема. Появились знаменитые пылесосы «Сатурн», «Ракета» - те предметы, у которых название полностью соответствует форме. «Сатурн», кстати, тоже был адаптированной копией - его дизайн передавал привет американскому пылесосу Hoover Constellation. Другой «модной» тенденцией была стилизация под дерево. Коричневый цвет разных оттенков, минималистичная форма - так предметы техники наиболее хорошо вписывались в интерьеры типовых хрущевок. К тому же, использование дерева снижало стоимость производства, а значит и цену для покупателей.

Помимо исторических справок, на стенах выставочного зала можно увидеть рекламные плакаты, которые сложно признать за советские. Девушки модельной внешности в светских нарядах, с кокетливыми прическами, да еще и флиртующие с молодыми людьми в строгих костюмах - такие образы сильно отличаются от рабочего и колхозницы.


«Внешний облик страны для западных стран создавался моделями, которые выпускались лимитировано. Модели для экспорта и выпуска внутри страны могли одинаково называться, но экспортный вариант отличался внешним видом и материалами исполнения. Показывались такие вещи на выставках. Специалисты ВНИИТЭ (Всероссийского научно-исследовательский института технической эстетики) продвигали советский дизайн, получали за них призы, но никто из советских граждан их передовые разработки не видел. Была даже специальная реклама для экспорта, приближенная к западным образцам. Для Союза это порнография была. Но приходилось подстраиваться. На западе-то в отличии от нас была конкуренция».—продолжил Писклаков.

70-е. «Бумажный» дизайн


В 70-е теоретическая база была развита на высшем уровне, а дизайнерские идеи стали такими футуристическими, что им просто не давали хода. Этот период называют годами «бумажного» дизайна. Потому что дизайн существовал только на бумаге. В производство запускалось лишь 10 процентов моделей. Это было связано с политикой, экономикой, материальной базой. Большинство разработок признавалось слишком «западными», слишком новаторскими, чтобы допускать их до широкого потребителя.

«Вообще, советский дизайн - это история того, каким бы это все могло быть. Были заказы на разработку новой техники. Это выполнялось - создавались передовые образцы. Но заводы начинали сопротивляться. Им же надо было перестраивать линию, менять поток, ведь нужно выполнять пятилетку. Не выполнишь - плохой. В условиях плановой экономики не было и конкуренции, то есть производитель не думал, как сделать так, чтобы его товар покупали. Его и так покупали. Одна модель по всему союзу! Не надо было думать о том, как привлечь потребителя. Проще модифицировать ту вещь, под которую линия уже заточена, чем изобретать новую. Поэтому очень много возможностей упустили. И даже те вещи, которые производили на потоке, сильно отличались от первоначального замысла, потому что были исправлены на заводе, подстроены под их техническую базу». — рассказал Писклаков.

Противоборства дизайнеров и производителей сказывалось не только на предметах бытовой техники, но и в архитектуре и других сферах. Это идеально иллюстрирует мультипликационный пролог к фильму «Ирония Судьбы, или с легким паром!», в котором показывают, как дизайнерский проект дома в процессе согласования и строительства превращается в типовую панельную многоэтажку.


Ассортимент

Все экземпляры выставки — это как раз те вещи, которые встали на рельсы и дошли до всего населения. Тогда не было проблемы выбора — был чисто денежный вопрос. Если есть деньги, то пришел и купил. Моделей-то продавалось одна-две. В этом можно разглядеть и положительную сторону. Спустя десятки лет можно было без проблем починить старую вещь, ведь запчасти не менялись годами. Только часы отличались разнообразием по причине простоты механизма. Внутри он был одинаковый. А внешне меняли цвет, скругляли форму, экспериментировали с обрамлением. И практически в каждом крупном городе были часовые заводы. Поэтому часы — чуть ли не самые необычные участники выставки. Их, кстати, в музейном фонде больше 2000 экземпляров. На выставке ограничились парой десятков.


«Я бы сравнил советские часы с чехлами на айфон. Чехол-то один и тот же по сути, но с разным принтом. И их разновидностей сейчас сотни в каждом магазине! Также и с советскими часами - их внешнее обрамление стоило недорого, линию для этого модернизировать было не надо, поэтому и появилось столько интересных вариаций». — пояснил старший преподаватель ЮУрГУ.

Назад в будущее

Пока исторические подробности можно вычитать на плакатах и подписях к экспонатам. Но скоро на выставке запустят экскурсии, сейчас прорабатывается программа. У тех, кто застал все эти предметы обихода, наверняка при обходе музейных витрин начнется ностальгия, а более молодому поколению посещение выставки принесет новые интересные знания о прошлом страны. К тому же, не надо забывать и о нынешней моде на ретро! Уже на открытии собралось много молодых людей, которые изучали советские фотоаппараты и рассматривали фотографию Гагарина, выбирающего камеру в фотосалоне.  А людям, которые занимаются дизайном, полезно будет поучиться у своих советских коллег.


Современный дизайнер может заметить некоторые особенности того, как продумывалась та или иная вещь, и найти в этом источник вдохновения на новые проекты. С нуля из головы ведь практически ничего не придумывается. Поэтому расширение кругозора для дизайнера очень важная штука. За актуальностью надо следить, но и историю знать. А все эти темы - как производство меняло дизайн, как внешний вид работал на функционал устройства, как оно будет хранится и использоваться, важны и сейчас. - подытожил член американского института графического искусства и международной ассоциации типографов.