1 апреля Тимур Бекмамбетов лично представил в «Синема парке» фильм о первом выходе человека в открытый космос «Время первых». Сам Тимур выступил продюсером фильма и отдувался перед зрителями за всю съемочную команду. Несмотря на усталость после целых трех перелетов, он ответил на все вопросы зрителей и журналистов, среди которых был и корреспондент «Первого областного».

Вопрос насчет переноса «Форсажа 8» невозможно обойти. Почему возникают конфликты российского и голливудского кино из-за сеансов в кинотеатрах?
К сожалению, у нас в сознании возникла такая навязчивая идея, что наши кинематографисты хуже. Может, специально это было сделано, хотя я и не большой конспиролог. Причем это происходит только в кинотеатрах, как я заметил. На телевизионных экранах же с самыми большими рейтингами идут именно наши фильмы. И сериалы, которые мы все смотрим. Они тоже бывают и хорошие, и плохие. Бывает «Ликвидация», а бывает… ну, не буду называть сериалов, которые мне не очень нравятся. Так или иначе, рейтинг и оценку дают зрители. На телевидении импортных сериалов нет не потому, что они дорого стоят. Они наоборот дешевле российского производителя, просто зритель их не хочет смотреть в таком количестве.
 
бек1.jpg
В интернете то же самое. На Youtube выбирают в основном российскую продукцию, российских блогеров. Из-за языка и многих других вещей. Только в кинотеатрах так сложилось, что российских фильмов меньшинство. Процентов 15-17 от общего количества. Это странная вещь, и мы с ней пытаемся бороться. Конечно, боремся фильмами. Для семейного просмотра у нас есть «Елки», молодежь ходила смеяться над комедией «Горько!». Мы стараемся делать фильмы, которые со зрителями разговаривают на его языке. Есть какие-то неудачи, но они ведь у всех есть. У вас вот тоже наверняка не все получается!

Но в пропорциях я не могу сказать, что наши кинематографисты хуже или менее талантливы. Мы уперлись только по одной причине. Полтора года назад вышел фильм «Битва за Севастополь». Хороший фильм, честный. А на второй неделе проката его просто убрали, процентов 80 сеансов исчезло. Тоже ради голливудского хита. А мало кто ходит в кино на конкретный фильм. Большинство приходят и выбирают на месте, на что сходить. А если фильма не будет, то и выбора у зрителей не будет. И это проблема - мы знаем, какой у нас фильм в руках, а большая аудитория нет. Сейчас работает только пересказ из уст в уста. Люди не верят СМИ, каким-то громким заявлениям. Поэтому наша задача, чтобы люди смогли увидеть и поделиться сами своим мнением с друзьями и знакомыми. Мы просто отстояли право дольше оставаться на экране в такой праздник, как День Космонавтики. Потом уже будем делить экраны и с другим фильмом. Как сказал Королев в нашем фильме: «Еще посмотрим, кто кого». Мы приложим все усилия, чтобы в спортивной борьбе победить.
 
Какие технологии съемок были использованы в фильме, в частности в эпизодах выхода в открытый космос?
Выходы в космос Леонова снимались по нашим технологиям! 60 лет назад в Ленинграде жил режиссер Клушанцев. Он работал на студии научно-популярных фильмов, где снимал фантастику про полеты в другие галактики.

бек3.jpg
Началось все с его фильма «Планета бурь». Мой знакомый продюсер Роджер Корман, с которым я снимал свои первые фильмы в Америке, признался мне в одном страшном грехе. В 1962 году он прилетел в СССР и пытался найти этого Клушанцева, чтобы снять англоязычный фильм про полет на Марс. Тогда в Америке больше снимали про ковбоев, а у нас был культ науки, поэтому и увлекались фантастикой. Найти его ему не дали, и так как СССР тогда не подписал конвенцию об охране авторских прав, он просто увез с собой копию этого фильма. Украл. Попросил своего ассистента перемонтировать фильм, затем его заново озвучили и выпустили на американский рынок с вымышленными именами актеров и режиссеров. Так появился один из первых американских фильмов про космические путешествия. Кстати, тот ассистент продюсера, который переписывал сценарий и монтировал «Планету бурь», это был знаменитый теперь Фрэнсис Форд Коппола. Тогда ему было 20 с небольшим лет, он только начинал карьеру.

Клушанцев первый изобрел технологию, которую затем подхватили все. «Космическая одиссея» Кубрика, «Интерстеллар». Он повлиял на многие поколения кинематографистов. Джордж Лукас рассказывал, что учился на фильмах Клушанцева и Альфонсо Куарон его упоминал в рассказе о работе над «Гравитацией». Конечно, сейчас появилась компьютерная графика, но сами идеи и наработки остались от Клушанцева. И мы тоже их использовали. А графику делали на моей студии в Москве. Человек, который этим занимался, Сергей Невшуров, провел 7 лет в Новой Зеландии, где работал у Питера Джексона. Делал графику во «Властелине колец», «Аватаре», «Кинг-конге». И помните этого пингвина в «Елках»? Тоже он сделал.
 
Учитывая все то, что вы рассказали, что думаете насчет полета американцев на Луну, который якобы был снят в студии?
Я первым делом об этом спросил у Леонова! Да, это правда, таким обмануть нельзя. Полет засекли все спутники, невозможно было это пропустить. Я во что верю - что видно на картинках, это снято на Земле. Но это не значит, что они не летали. Означает только то, что материал носил пропагандистский характер и вполне мог быть снят на Земле и в то же время быть подлинным. Так же, как и кадры встречи американских астронавтов, когда они чуть ли не вприпрыжку бежали к родным. Это невозможно в реальности, потому что мышцы после полета атрофированы. Я думаю, что это тоже постановочные кадры. И это логично. У нас в фильме есть замечательные проводы космонавтов. Это как раз пример того, как создаются мифы. Алексей Архипович мне рассказал, что на самой знаменитой фотографии Королева, где он сидит с микрофоном, вместо микрофона была электрическая бритва.

В фильме еще была фраза очень хорошая у Королева про то, что мы народ, который десятки лет в кандалах летает, а что же будет, если с кандалов отпустить. Он правда это произнес?
Фраза про кандалы она достоверная, нам ее рассказал сам Леонов. Но правда это или он придумал, не могу сказать. Звучит очень убедительно! И над этой фразой можно долго думать.

бек2.jpg

А почему именно про Леонова решили снять? Не про Гагарина, не про Терешкову.
Алексей Архипович Леонов просто встретился нам и рассказал свою историю. Мы взяли, записали, превратили в сценарий и сняли. С Гагариным, мы, к сожалению, уже не встретимся, а с Терешковой еще все впереди! Она была на премьере, и я думаю ей было немножко завидно.

Илья Найшуллер, с которым вы делали фильм «Хардкор», в одном из интервью сказал, что вы за час способны идей генерировать столько, сколько обычный человек за год не выдаст. Что вы делаете со всеми этими идеями - записываете или сразу же отдаете кому-то?
Списка нет, к сожалению. Есть такой принцип - чем больше ты даешь, тем больше к тебе приходит. Такой в некотором смысле способ самостимуляции. Но и люди разные. Бывают люди, сфокусированные на чем-то одном, но я не такой организованный.

Во время съемок продюсерских проектов вы полностью контролируете процесс?
Не всегда все зависит от продюсера или режиссера, многое зависит от обстоятельств. Дело продюсера - это поверить в идею. Когда полюбил идею, и у тебя появилось желание рассказать всей стране. Бывает интересная история, которой хочется поделиться, и ты рассказываешь ее другу, знакомому. История от этого хуже не становится, просто она другая, камерная. А если чувствуешь, что это интересно всем - это уже похоже на кино. Люди не знают, что им что-то нужно. Не думали же, что нужен фильм про Леонова. А мы с Женей Мироновым решили, что вам будет интересно. И запустили процесс. Нашли правильных людей, убедили людей рискнуть своими деньгами, потому что процентов 70, посмотрев бизнес-план, будут думать, что это дело убыточное. Но мы должны были показать фильм Алексею Архиповичу, а ему просто невозможно было показывать плохой фильм.

бек4.jpg

У вас был такой фильм, после которого вы точно решили, что займетесь кинопроизводством?
Да, конечно. В детстве был фильм, назывался «Дилленджер мертв». Итальянский фильм про одного человека в доме. Казалось бы, ничего особенного, но именно после него я бросил первую учебу. А учился я сначала в МЭИ.

А насколько сейчас вообще ценится классическое кинообразование?
Я не думаю, что для кинематографистов есть классическое образование. Есть отдельное актерское, есть художественное... Вот чем хорош ВГИК, например, -это круг людей. Ты просто в своей среде таких же, как ты, развиваешься, соревнуешься. Потом становитесь друзьями, все вместе растете, а образование…. Может, в этом и есть образование!

Фильм «Время первых» посвящен важной исторической теме и очень бережно относится к истории. В Америке вы сняли фильм «Президент Линкольн. Охотник на вампиров», который на самом деле тоже уважительно относится к историческому персонажу, но при этом допускает и своеобразную иронию. У нас в России может быть что-то подобное?

О, там кто-то из зрителей как раз про Президента предлагал снять (смеется). У нас была идея по народным сказкам снять фильм. Было похоже на «Отряд самоубийц». О героях русских сказок, которые в составе партизанского отряда борются с нечистью во время Второй мировой войны. Не получилось. Провели исследование, и зрители сказали, что Вторую Мировую войну не трогайте своими фантазиями. Снимайте про что-нибудь другое.

бек5.jpg