Рецензия на потенциально оскароносную драму с Леонардо ДиКаприо в главной роли.

Хью Гласс — следопыт и гид по лесам в районе реки Миссури для группы американцев, которые в первой четверти XIX века стреляют зверей и добывают бесценную пушнину. В те времена охотники никак не уживались с племенами индейцев. Одно из нападений краснокожих обратило добытчиков пушнины в бегство. Отряд потерял три десятка человек и, спасаясь от индейцев, решил сделать крюк через горы. Гласс проложил маршрут и рассказал, где нужно пойти прямо, а где свернуть, но сам по нему пройти не сумел. В лесу на него напал медведь, искромсав до полусмерти. На этом «везение» Гласса не кончилось… Двое товарищей, которые должны были с честью проводить следопыта в последний путь, бросили его в яму, присыпали землей и просто ушли. Хью оказался крепким орешком. Он выбрался из могилы, чтобы отомстить.

«Выживший» мог выйти в прокат еще в 2010 году. Тогда режиссерский пост прочили любителю реализма Джону Хиллкоату, а главную роль хотели отдать Кристиану Бэйлу. Проект, к сожалению или к счастью, не сдвинулся с мертвой точки. Поразительную историю выживания в итоге поставил Алехандро Гонсалес Иньяритту с Леонардо ДиКаприо. У первого Оскар уже есть (в 2015 году он получил его за драму «Бердмен»), у второго есть 4 номинации, и «Выживший» почти со 100-процентной вероятностью станет пятой попыткой Лео получить заветную статуэтку. И на это у него есть все шансы, как и у других создателей фильма.

ди5.png

Фильм может получить номинацию за сценарий и режиссуру. Оригинальную историю Хью Гласса сильно приукрасили и заметно переврали, но сделано это в угоду зрителю. Иньяритту и Смит сократили путь одержимого местью следопыта (да-да, иначе она длилась бы еще больше 156 минут) и добавили разных деталей, коих не было изначально. Например, у настоящего Гласса не было сына. Его в историю добавили для излишней мотивации. Более того, нападение медведя произошло летом, а не зимой, поэтому морозить героев вместе со всей съемочной группой решил уже Алехандро Гонсалес Иньяритту. Как бы то ни было, согласитесь, куда интереснее наблюдать за борьбой человека с природой, за его душевными терзаниями, за находчивостью персонажа, нежели за тем, как он поломанный ковыляет 300 километров по лесу под теплым солнышком.

ди2.png

Что Иньяритту сам написал, он идеально снял. Фильм хватает вас за грудки с первых секунд и упорно тащит к развязке. Вы, проходя этот путь вместе с Глассом, то корчитесь, когда его, словно куклу, мотыляет медведь, откусывая куски плоти, то содрогаетесь при очередной напасти, то хватаетесь за части тела, будто чувствуя боль героев, теряющих конечности. Между прочим, «Выживший» — один из самых жестких фильмов в жанре драмы. Он точно не для слабонервных: здесь снимают скальпы, мнут прикладом черепушки, заживо гниют и проливают литры крови. Однако фильм нельзя назвать противным. Напротив, он очень красив и даже живописен. Если убрать сюжетную линию и людей, можно принять «Выжившего» за «В мире животных». На происходящее отлично лег бы голос Николая Дроздова: «Посмотрите, как эта самка гризли оберегает своих медвежат».

ди3.png

С таким же успехом «Выживший» может получить номинацию за операторскую работу. Уже дважды «коронованный» Эммануэль Любецкий готов взять третий Оскар кряду (предыдущие два за «Гравитацию» и «Бердмена»). Именно его открывающая сцена обеспечивает максимальное вовлечение зрителя — это шедевральная баталия индейцев с трапперами, снятая «без склеек» одним дублем. Такая манера придает даже пешеходной сцене неведомую динамику, а, если все вокруг скачут, дерутся и стреляют, то темп достигает ураганных скоростей. Когда бои заканчиваются, Любецки порадует вас великолепными панорамами и умопомрачительными пикированиями со скал.

Номинации могут схватить Леонардо ДиКаприо и Том Харди. Они, само собой, безукоризненны. Лео по ходу пьесы почти не говорит, но рассказывает историю глазами, мимикой и телом. Харди, наоборот, говорит много, и каждой фразой заставляет зрителя ненавидеть себя. Что касается ответа на самый важный вопрос, получит ли ДиКаприо Оскар, то ответ таков: шансы высоки, но конкуренция еще выше. Лео придется побороться с Джонни Деппом из «Черной мессы», Майклом Фассбендером из «Стива Джобса» и Майклом Китоном из «В центре внимания». Также на пятки наступают Мэтт Дэймон («Марсианин»), Эдди Редмейн («Девушка из Дании») и Брайан Крэнстон («Трамбо»).

ди4.png

Отдельный абзац нужно уделить дате релиза «Выжившего». В США фильм вышел почти за две недели до праздников, а в России его поставили подальше от «Звездных войн» на последний уикенд новогодних каникул. Так вот, со своим реализмом и заставляющим ерзать в кресле сюжетом «Выживший» вернет вас в рабочий лад. Он отрезвляет. Это не то кино, которое можно посмотреть расслабления ради. Оно грузит в хорошем смысле этого слова, возвращая вас к суровой действительности и вытягивая из праздного состояния.

ВЕРДИКТ

«Выживший» — отрезвляющее, реалистичное, суровое и одновременно красивое кино с интересным сюжетом. Иньярриту, Любецки, ДиКаприо и Харди в очередной раз доказали, что они умеют творить шедевры. Что ж, может быть, Лео все-таки дадут заслуженный Оскар.

ОЦЕНКА — 10 из 10

В российском прокате с 7 января.