Рецензия на потенциально оскароносную драму с Леонардо ДиКаприо в главной роли.
Хью Гласс — следопыт и гид по лесам в районе реки Миссури для группы американцев, которые в первой четверти XIX века стреляют зверей и добывают бесценную пушнину. В те времена охотники никак не уживались с племенами индейцев. Одно из нападений краснокожих обратило добытчиков пушнины в бегство. Отряд потерял три десятка человек и, спасаясь от индейцев, решил сделать крюк через горы. Гласс проложил маршрут и рассказал, где нужно пойти прямо, а где свернуть, но сам по нему пройти не сумел. В лесу на него напал медведь, искромсав до полусмерти. На этом «везение» Гласса не кончилось… Двое товарищей, которые должны были с честью проводить следопыта в последний путь, бросили его в яму, присыпали землей и просто ушли. Хью оказался крепким орешком. Он выбрался из могилы, чтобы отомстить.
«Выживший» мог выйти в прокат еще в 2010 году. Тогда режиссерский пост прочили любителю реализма Джону Хиллкоату, а главную роль хотели отдать Кристиану Бэйлу. Проект, к сожалению или к счастью, не сдвинулся с мертвой точки. Поразительную историю выживания в итоге поставил Алехандро Гонсалес Иньяритту с Леонардо ДиКаприо. У первого Оскар уже есть (в 2015 году он получил его за драму «Бердмен»), у второго есть 4 номинации, и «Выживший» почти со
Фильм может получить номинацию за сценарий и режиссуру. Оригинальную историю Хью Гласса сильно приукрасили и заметно переврали, но сделано это в угоду зрителю. Иньяритту и Смит сократили путь одержимого местью следопыта (
Что Иньяритту сам написал, он идеально снял. Фильм хватает вас за грудки с первых секунд и упорно тащит к развязке. Вы, проходя этот путь вместе с Глассом, то корчитесь, когда его, словно куклу, мотыляет медведь, откусывая куски плоти, то содрогаетесь при очередной напасти, то хватаетесь за части тела, будто чувствуя боль героев, теряющих конечности. Между прочим, «Выживший» — один из самых жестких фильмов в жанре драмы. Он точно не для слабонервных: здесь снимают скальпы, мнут прикладом черепушки, заживо гниют и проливают литры крови. Однако фильм нельзя назвать противным. Напротив, он очень красив и даже живописен. Если убрать сюжетную линию и людей, можно принять «Выжившего» за «В мире животных». На происходящее отлично лег бы голос Николая Дроздова: «Посмотрите, как эта самка гризли оберегает своих медвежат».
С таким же успехом «Выживший» может получить номинацию за операторскую работу. Уже дважды «коронованный» Эммануэль Любецкий готов взять третий Оскар кряду (предыдущие два за «Гравитацию» и «Бердмена»). Именно его открывающая сцена обеспечивает максимальное вовлечение зрителя — это шедевральная баталия индейцев с трапперами, снятая «без склеек» одним дублем. Такая манера придает даже пешеходной сцене неведомую динамику, а, если все вокруг скачут, дерутся и стреляют, то темп достигает ураганных скоростей. Когда бои заканчиваются, Любецки порадует вас великолепными панорамами и умопомрачительными пикированиями со скал.
Номинации могут схватить Леонардо ДиКаприо и Том Харди. Они, само собой, безукоризненны. Лео по ходу пьесы почти не говорит, но рассказывает историю глазами, мимикой и телом. Харди, наоборот, говорит много, и каждой фразой заставляет зрителя ненавидеть себя. Что касается ответа на самый важный вопрос, получит ли ДиКаприо Оскар, то ответ таков: шансы высоки, но конкуренция еще выше. Лео придется побороться с Джонни Деппом из «Черной мессы», Майклом Фассбендером из «Стива Джобса» и Майклом Китоном из «В центре внимания». Также на пятки наступают Мэтт Дэймон («Марсианин»), Эдди Редмейн («Девушка из Дании») и Брайан Крэнстон («Трамбо»).
Отдельный абзац нужно уделить дате релиза «Выжившего». В США фильм вышел почти за две недели до праздников, а в России его поставили подальше от «Звездных войн» на последний уикенд новогодних каникул. Так вот, со своим реализмом и заставляющим ерзать в кресле сюжетом «Выживший» вернет вас в рабочий лад. Он отрезвляет. Это не то кино, которое можно посмотреть расслабления ради. Оно грузит в хорошем смысле этого слова, возвращая вас к суровой действительности и вытягивая из праздного состояния.
ВЕРДИКТ
«Выживший» — отрезвляющее, реалистичное, суровое и одновременно красивое кино с интересным сюжетом. Иньярриту, Любецки, ДиКаприо и Харди в очередной раз доказали, что они умеют творить шедевры. Что ж, может быть, Лео
ОЦЕНКА — 10 из 10
В российском прокате с 7 января.