Рецензия на один из самых самобытных фильмов года с участием Майкла Фассбендера и Марион Котийяр.

«Макбет» – мистическое, кровожадное и одно из известнейших произведений Уильяма Шекспира. Его герой проходит путь из грязи в князи, а рядом с ним бок о бок следует леди Макбет. При этом его натура, напротив, меняется с чистоты на грязь. Чем больше власти у Макбета, тем меньше праведного в нем. Поначалу добрый, справедливый мужественный герой с каждой минутой экранного времени, с каждой репликой, с каждым взглядом превращается в самодовольного, высокомерного, властолюбивого и тщеславного тирана.

Для начала стоит упомянуть, что «Макбет» при всех своих авансах оказался совершенно невостребованным российскими прокатчиками. Несмотря на блистательный актерский тандем Майкла Фассбендера и Марион Котийяр, хвалебную критику и 10-минутные аплодисменты на знаменитом Каннском кинофестивале, бизнесмены-кинодеятели в «Макбета» не поверили. Ставку сделали в пользу куда более массового и экшнового «Виктора Франкенштейна». Можно возмущаться, пороптать, мол, наши прокатчики совсем не понимают, что к чему. Но на самом деле все не так. Максимально сузить «Макбета» – правильное решение.

Прежде всего, тех, кто оценит истинного Шекспира в России не так много, но достаточно, чтобы заполнить 3-4 сеанса на весь город. Большая часть читавших английского классика увиденное похвалит. Во-первых, это до предела приближенная к тексту оригинала экранизация. Герои весь фильм говорят стихами. На первых минутах это сбивает с толку и очень тяжело воспринимается, однако стоит втянуться, и хочется самому продолжать за героями реплики. Порой ты даже расстраиваешься, когда не угадываешь рифму. Во-вторых, сценаристы и режиссер почти во всех деталях остались в рамках шекспировского сюжета, не позволив себе ни шагу в сторону. Это и достоинство, и минус. С одной стороны, режиссер Джастин Курзель, который, между прочим, с этими же актерами будет адаптировать видеоигру “Assassin’s Creed”, со сценаристами не привнес никакого развлекательного элемента. С другой стороны, этот развлекательный элемент «Макбету» и не нужен. Пьеса осталась пьесой. Создатели остались верны классике, и за это им плюс…. Нет, скорее, галочку, ибо можно было постараться угодить и шекпирофилам, и тем, кто ждал хоть чего-то блокбастерного. А так, Курзель и Ко решили сыграть наверняка.

Какая там развлекуха? Речь же о классике, речь же о Шекспире. Смакуйте строки, смакуйте речи, смакуйте личности! Нет, хватит этого букинизма. В пьесе достаточно ярко описаны баталии, картинка рисуется красивая. Здесь же битв минут на 10 из двух часов от силы, они зрелищно сняты и претендуют на звание предметов искусства, но их мало. Резня скоротечна, и Курзель не смакует размашистые удары мечом, бойню стенку на стенку, мощь Макбета, его умение сносить головы с одного удара. Единственное, в чем можно упрекнуть создателей – недостачу по части битв.

В остальном режиссер, актеры и сценаристы сработали на «5+». Видение постановщика четко просматривается. Он часто работает статичным кадром и делает ставку на работу актера голосом (мы, правда, слышим актера дубляжа) в пустом помещении, где акустика делает речь еще звонче. Классно Джастин Курзель играет цветом, сливая на экране черную землю и огненно-красное небо. «Макбета» можно расхватать на кадры и раз в 3-4 часа менять себе обои на рабочем столе компьютера.

Актерскую игру обсуждать смысла нет. Если в ленте Майкл Фассбендер и Марион Котийяр, фальши не будет. Само собой, оба выдали мощный перформанс. От француженки веет дьявольщиной, а Фассбендер переживает за два часа множество метаморфоз – от стати, как у Магнетто в «Людях Икс», до пьяной одиозности, как в драме «12 лет рабства».

Отдельного упоминания достойна работа композитора Джеда Курзеля, к слову, старшего брата режиссера. Музыка завораживает, она звучит мощно. Создает нужную атмосферу и задает тон. Быть может, если фильм вы второй раз пересмотреть не сможете, то музыку послушать захотите.

ВЕРДИКТ

«Макбет» – сильное кино с прекрасной картинкой, великолепными актерами, талантливой режиссурой и потрясающей музыкой, но крайне тягомотным сюжетом и манерой повествования, за которую, как ни странно, нельзя упрекнуть создателей. Возможно, «Макбет» даже замахнется на награды. Так или иначе, это качественная экранизация, после просмотра которой можно даже не браться за оригинальную пьесу.

ОЦЕНКА – 7 из 10

В российском прокате с 26 ноября.