В последний раз искусствоведы видели изделия из ассортиментной комнаты три года назад.

По официальным данным регионального управления ФСБ, на Златоустовской оружейной фабрике специалисты недосчитались более 1000 изделий. Искусствоведы, лично видевшие экспонаты, не могут поверить в их бесследное исчезновение. Среди исторических предметов были ценные изделия мастеров 19 века: сабля, украшенная самим Бушуевым и клинок, изготовленный по заказу для Брежнева.

Для специалиста краеведческого музея Татьяны Палагиной пропажа коллекции оружейной фабрики невероятный факт. Три года назад искусствовед сама держала в руках десятки ценных экспонатов и не верит, что такое могло произойти с федеральной собственностью.

Три года назад в ассортиментной комнате начался ремонт, и, может, все-таки их временно убрали, просто это настолько ценно и, может, эта коллекция все же находится на заводе, — предположила Татьяна Палагина.

Татьяна долгие годы мечтала увидеть коллекцию златоустовской гравюры. По ее представлениям среди экспонатов должны быть изделия, собранные еще смотрителем «украшенного отделения» оружейной фабрики, а затем управляющего Павла Аносова, работавшего в Златоусте с 1817 по 1847 годы. По мнению, историков он первым начал собирать коллекцию для ассортиментной комнаты. Когда состоялось первое знакомство Татьяны с историческими ценностями, среди них были изделия 19 века.

— Это был ассортиментный кабинет Златоустовского машиностроительного завода, в последнее время он именовался производственным объединением имени Бушуева. Это были образцы продукции машзавода, который являлся наследником старой оружейной фабрики, где было начато производство украшенного оружия в первой четверти 19 века. И изделия, которые производились на протяжении многих десятилетий, лучших художников златоустовской гравюры на стали, они были представлены в этом ассортиментном кабинете. Это было более тысячи предметов, — рассказала сайту «Первый областной» заведующая музеем Челябинского театра драмы Татьяна Палагина. — Там были образцы 19 века и наиболее ценные и уже редкие изделия 30-х и 90-х годов. Среди них было оружие, в том числе сабля, украшенная самим Иваном Бушуевым. Безусловно, это предмет, имеющий общенациональное культурное значение. Хотя она была несколько повреждена, погнута, полоса была.

По сведениям жителей Златоуста, однажды во время демонстрации сабли Бушуева местный экскурсовод нечаянно уронила ее. После этого историческую ценность якобы отправили на реконструкцию. Однако искусствоведы считают, что вряд ли при падении мог повредиться прочный стальной клинок, и предполагают, что он хранился в кабинете не с конца 19 века и, скорее всего, был куплен у частного коллекционера гораздо позже. Среди ассортимента «тайной комнаты» оружейной фабрики экспонатов 19 века было немного. Большинство предметов 20 века — памятное оружие, изготовленное в единичном экземпляре.

— В частности, клинок-сабля, изготовленная по заказу для Леонида Ильича Брежнева, — подчеркнула Татьяна Палагина. — Ну, а в основном это были традиционные изделия — украшенная пластина, тарели, портсигары, наборы для питья. Ценность ее была в том, что она показывала весь путь развития искусства изготовления гравюры и, в частности, пластины. На десятилетиях можно было проследить, как менялась эстетика и способы украшения, сюжеты.

Впервые более 40 предметов из ассортиментного кабинета златоустовских оружейников челябинцы увидели в 2006 году — на открытии областного краеведческого музея. Чтобы заполучить экспонаты для выставки «Стальная слава Златоуста», Татьяне Палагиной и другим специалистам пришлось проделать нелегкий путь к ним. Попасть на завод было сложно, вход был строго по специальным пропускам через проходную и множество цехов. Простому человеку зайти в ассортиментную комнату и вынести что-то оттуда было невозможно. Краеведам из Челябинска ценности выдали по акту хранения. Второй раз искусствоведы брали на время Златоустовское оружие в 2010 году, когда открывали во Франции в Сен-Готье выставку «Искусство и промышленность Южного Урала». Тогда экспозиция была в сохранности и в хорошем состоянии. Все предметы имели подписи и этикетки. У нее был свой хранитель.

— Когда мы встречались с генеральным директором производственного объединения имени Бушуева Валерием Александровичем Томея, то он нам рассказывал об этой коллекции, подчеркивая ценность экспонатов, что это федеральная ценность, находится в подчинении какого-то московского министерства.

В распоряжении спецслужб оказался договор купли-продажи, заключенный в 2006 году между Валерием Томеей и арбитражным управляющим обанкроченного завода. Согласно ему в частную собственность были незаконно переданы 219 экспонатов из 1088, сообщает lifenews.ru. На Златоустовском производственном объединении имени Бушуева пока ситуацию официально не комментируют. Директор Валерий Томея с прошлого вторника находится за пределами страны.

— Все проверки ФСБ и прокуратуры проводились в отсутствии директора, — сообщил сайту «Первый областной» собственный источник на Златоустовском производственном объединении им. Бушуева. — Валерий Томея с прошлого вторника находится в командировке за границей и выйдет на работу только в понедельник. Все экспонаты находятся в полной сохранности, о их месте нахождения знает директор. Пока он не вернется, официальных комментариев мы дать не можем.

В начале 2000-х годов уже была утрачена коллекция исторических предметов Каслинского литейного завода. Частный владелец вывез все экспонаты, представляющие ценность для области и страны, за границу и продал.