В ряде регионов России уже ввели ограничения на продажу безалкогольных тонизирующих напитков детям до 18 лет.

С 1 мая слабоалкогольные энергетики в Москве станут вне закона. А в Московской области под ограничения попали и безалкогольные тонизирующие напитки. Теперь эти напитки будут иметь возрастной ценз 18+. Подобный запрет в скором времени может начать действовать и в Челябинской области. Но тут еще нужно разобраться, что именно окажется под запретом.

К примеру, в Вологодской области закон о запрете безалкогольных тонизирующих напитков действует уже более 3 месяцев. В него местные власти внесли собственное определение продукта, тем самым ограничив на территории своего региона продажу не только энергетиков, но и обычной жаждоутоляющей газировки. О ней местная молодежь до 18 лет может забыть. В некоторых магазинах с прилавков исчезли не только «окрыляющие» напитки, но и Pepsi, Coca Cola, Dr. Pepper, Mountain Dew. Попал под общую метлу и отечественный сильно газированный напиток «Байкал», за неугодное для властей содержание экстрактов пряных трав, оказывающих тонизирующее действие на организм.

Законодатели даже не вспомнили про существование Таможенного союза, техническим регламентом которого уже описано определение безалкогольного тонизирующего напитка. Вологодский же закон сильно разнится с документом соглашения Евразийского экономического сообществ.

Сомнительные «благие» запреты

Самым, пожалуй, нелепым в вологодской борьбе с популярной газировкой является следующий момент. Чистый кофеин или гуарана отпускаются в аптеке без рецепта и возрастных ограничений. Эти действующие вещества всемирно известны как эффективные средства борьбы с лишним весом. Ежедневно их покупают миллионы людей.

А что уж говорить о шестнадцатилетних девочках, глотающих жиросжигающие комплексы, содержание кофеина в которых, без преувеличения, зашкаливает. Такие препараты разлетаются в руки несовершеннолетним, как с прилавков аптек, так и из многочисленных магазинов спортивного питания. И никто даже не вспомнил об этом, давая реализацию своим «благим» инициативам.

И еще. Запрещаем деткам пить газировку, как-то нелогично опуская такой факт, что чай или кофе содержит в себе даже больше кофеина, нежели сладкая вода с пузырьками. Поэтому по логике вологодских законодателей, кофе, чай и напитки на их основе должны стоять «под номером один» в списке запрещенных к свободному употреблению. Но это уже полный абсурд получается.

Политика, экономика и газировка

Особенно интересной является поддерживающая мотивация вологодского закона в региональных СМИ. Проведя небольшой мониторинг новостной ленты, можно с легкостью отметить чисто политическую подоплеку в законодательных намерениях. Навязчивое отрицание факта ответных действий на западные санкции в ряде источников настораживает. Ссылаясь на какие-то «тайные» экспертизы, результаты которых нигде не обнародованы, вологодские депутаты заученно и в один голос говорят о вреде популярной газировки. При этом, как-то по-детски, приводится аргумент, что данный закон, ну ни в коем случае не является реакцией на санкционную войну между Россией и Западом.

Некоторые специалисты в области маркетинга уже открыто говорят, что подобные законодательные инициативы — прямая экономическая борьба против конкретных иностранных компаний.

Ну, прогоним мы с российского рынка Pepsi и Coca Cola, а дальше что? Крупнейшие мировые производители безалкогольных напитков работают более чем в 200 странах мира, и ни в одной из этих стран нет подобных запретов. Получается, что в случае ухода популярной газировки, Россия, да и наша область понесет колоссальные потери в социально-экономической плане. Помимо того, что данные компании являются крупнейшими источниками налоговых поступлений в российский бюджет, они так же и инвестируют в собственное производство на территории нашей страны. Десятки заводов, в том числе в Челябинской области, обеспечивают рабочими местами тысячи людей — от водителей-экспедиторов до менеджеров и технологов узкой специализации.

Конечно, оглядываясь на «вологодчину», в целом пока рано говорить о том, что иностранные компании закроют свое производство в России. Но все начинается с малого. Сегодня уже ряд регионов поддержали закон, ограничивающий продажу безалкогольных тонизирующих напитков. Где гарантии, что через полгода эта волна не разгонится до масштаба всей страны?

Покатившаяся по регионам нездоровая борьба с популярной газировкой порождает массу недовольства у молодежи. А у социально активной общественности только один вопрос: «Как остановить амбициозных инициаторов, идущих против всех норм и международных договоренностей?».

Автор: Петр Самсонов

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Фото: builduptoday.com