В декабре на сцене театра «Манекен» новогодняя премьера. Все предпраздничные дни и январские каникулы будут играть сказку про злодея Гринча, который решил украсть Рождество. Режиссер Игорь Бармасов развернул целую лабораторию по подготовке премьеры, поэтому радостно собрал театральных блогеров, зрителей и любителей сказок, чтобы вместе поговорить о писателе Докторе Сьюзе, волшебном городе, несчастном злодее и мультиках.


«Доктор Сьюз, писатель Теодор Гайзель, сам рисовал свои сказки. И мы не можем уйти от этой нарисованности в нашем спектакле. Это дает свободу — мы можем нарисовать все что угодно. Создать новое с помощью всего лишь карандаша или красок. Поэтому назвали нашу премьеру нарисованной. И в пространстве спектакля будет много рисованных элементов, даже задний фон», — увлеченно рассказывает Игорь Бармасов.

Мы сидим на сцене кинозала им. Пушкина. На белом экране мелькают наброски, картинки, карикатуры самого Сьюза. А на небольшом подиуме — инсценировка, макет из картона: задник, декорации, персонажи сказки (внезапно их очень много, как в фильме) и сам Гринч — черный человечек без лица. Возле макета сидят артисты «Манекена». Читают обрывки стихотворных сказок Гайзеля, показывают книжку с авторскими рисунками, напоминают сюжет «Гринча» и даже немножко говорят о морали.


Если вы вдруг не знаете, этот несчастный чудик Гринч завидовал жителям Ктотограда, ненавидел Рождество за то, что все вокруг так радуются, и попытался его украсть. В костюме Санта-Клауса он захапал все подарки и вкусняшки, но вдруг понял, что Рождество никуда не делось. Одумался, вышел к ктошкам — жителям Ктотограда, и те его простили. Вот и сказочке конец.


Надо сказать, что за плечами у Игоря Бармасова несколько сказочных постановок — «Снежная королева» или вот «Кентервильское привидение». И именно он курирует творческий проект развития театра «Манекен+». Так что новогодний спектакль должен получиться очень необычным. Тем более что на подхвате у режиссера — Екатерина Ламыкина. В обычной жизни она актриса, а теперь художник и такая же выдумщица. Вместе они перевыдумали сюжет и героев сказки, чтобы подчинить происходящее на сцене понятной схеме: драма рождается из конфликта, а для конфликта нужны персонажи, много ярких персонажей.


В художественных поисках, рассказывают авторы дальше, им помогла биография Теодора Гайзеля, самого писателя. Отец был директором зоопарка, так что мальчишкой Доктор Сьюз много времени проводил возле животных. И очень любил рисовать. Постоянно делал наброски зверей, но додумывал за природу то, чего она сделать не успела, — пририсовывал козе тигриные лапы, а собаке слоновьи уши. В военные годы Гайзель не служил в армии как таковой. В должности начальника Анимационного департамента армии США Сьюз делал мультяшные ролики для поднятия воинского духа.

Вот и получились у артистов «Манекена» жители Ктотограда со звериным уклоном. И чертами характера соответствующими. Мэр города — как гордый орел, пани Ктошинска — суетливая курица, а главная героиня малышка Синди Лу похожа на хорошенькую белочку.


Суетливая пани Ктошинска похожа то ли на взлохмаченную курицу, то ли на упитанную хрюшку

«Сьюз рисовал карикатуры, преувеличивая некоторые черты. А у нас детский спектакль, где герои должны быть яркими, запоминающимися. Мы и придумали каждого персонажа создать похожим на какую-то зверушку. Образ Гринча пока не раскрываем, пусть он останется инкогнито, человеком-загадкой. Тем более что он не обязательно должен быть зеленый, в авторских иллюстрациях Сьюза этот персонаж вообще черно-белый», — рассказывает Екатерина Ламыкина.

Экран за спинами режиссеров оживает, на нем вдруг с приличной скоростью начинают мелькать нарисованные деревья, облака и вдруг луна. Оказывается, в качестве развлечения и художественного приема на задник будут транслировать специально нарисованные мультики — фоны для событий. И декорации менять не придется.


Вот такие будут мультики, показывает видеограф Николай Борисов

Несколько сцен гости театральной вечеринки и вовсе могли предложить сами. Например, подкинуть Игорю Бармасову идею, как показать Гринча этаким отверженным и одиноким, против всех. Или откуда этот самый злодей впервые заявится в город — выпрыгнет из рождественского подарка или из контейнера с мусором?

«Если задуматься, Сьюз ненавязчиво заставляет нас задуматься: а почему в таком благополучном городке, где все счастливы, есть Гринч? Как они могут быть счастливы, если за городом, на горе живет обиженный и одинокий человек? И автор дает читателям самим порассуждать. Так что в текстах Доктора Сьюза есть немножко морали. Не скучной, заунывной, а наоборот. С помощью смешных картинок и стихов он говорит о чем-то очень не по-детски важном. О том, что в каждом можно увидеть что-то хорошее. О том, что люди не должны изгонять кого-то из общества только потому, что он выглядит или думает иначе. А ведь все мы выросли на сказках. И будет здорово, если сказки Доктора Сьюза принесут и нам немного своей морали», — говорит Игорь Бармасов.


Хоть подробности челябинского сюжета новогодней сказки нам не раскрыли, зато показали главную техническую изюминку — специальный помост, продолжение сцены, который будет уходить глубоко в зрительный зал. По нему будут бегать актеры, танцевать, кричать и немножко грустить. А я и вовсе предложила домик Гринча, раз он такой злодей-одиночка, поставить на самом краю это помоста, максимально далеко от сцены и всего рождественского городка. Пусть побудет таким одиноким в толпе зрителей. Глядишь, быстрее оттает.