День выдался морозный и ясный: в сквере ДК Колющенко родители катали в санках укутанных детей, лыжники бежали круги по стадиону, окутанные белым паром собственного дыхания. А мы столпились вокруг симпатичного человека с пачкой листов-чертежей в руках.



Это Сергей Гдаль. У него вязаная шапка с кисточками, куцая борода, а под воротом куртки виднеется край пестрой рубашки и мехового жилета. Он живет в Колупаевке, провел здесь все детство и уезжать не собирается.

«Я не представляю себе жизнь с соседями за стеной. Мы же все немного роутеры. И когда много людей вокруг — это круто, конечно. Но после трудов нам всем необходим отдых. И одиночество такое возможно только в своем доме, когда за стеной не происходит чья-то чужая и громкая жизнь. А тут, в Колупаевке, мое детство прошло. Вот мы идем с вами по улице, а я тут бегал девятилетним. И мало что поменялось с тех пор», — поясняет свою любовь к частному дому и Колупаевке Сергей Гдаль.

В прошлом Сергей — радиоведущий. А теперь занимается ремонтами, является старостой старообрядческой общины, а для души устраивает друзьям экскурсии по знаковым местам поселка. Одна из таких дружеских экскурсий и превратилась в открытую, для всех местных и неместных жителей.

Группа вокруг Сергея собралась приличная, человек 40. Тут несколько пенсионеров, семьи с детьми. А у какой-то парочки даже, похоже, свидание. Все склоняются над распечатками — Сергей указывает границы поселка Урицкого, объясняет, откуда взялось смешное название Колупаевка и почему ручей Каменный Лог вдруг превратился в речку Поганку.



Версий, как водится, множество. Первого зажиточного землевладельца здесь звали Колупаевым. Он устроил большое хозяйство, нанимал батраков. Самые выслуженные копили деньги, строили свои собственные избушки рядом с хозяйством. Так из заимки возникла деревня. А потом под деревенькой и рядом обнаружили большие залежи камня, который очень был нужен для строительства железной дороги. Вот и стали жители землю колупать.

«Вообще, „колупаев“ со сленга конца XIX — начала XX века на современный язык можно перевести как „м*дак“. Тот, кто все делает очень медленно, копается. Так что Колупаевка — это еще приличное название. Могло быть и хуже», — смеется Сергей Гдаль.

В нитке нашего маршрута — один из первых многоэтажных домов Челябинска (удручающее зрелище), несколько красивых домиков переселенческой архитектуры («Я родился в Воронеже, там почти все дома такие: четырехскатная крыша, беленые стены, голубые ставни на окнах...»), большой старый особняк из дерева, чья крыша заросла, как у землянки («...Представляете, здесь живет одинокая бабуля, ей 86, как справляется — ума не приложу») и родник — источник той самой Поганки. Родник — труба, загнанная в землю. Течение бодрое, так что ручей зимой не замерзает. Но уже через несколько поворотов в русло речушки начинают сливать разные отходы, так что ниже по течению вода в ручье Каменный Лог действительно становится весьма поганой.



Местные ходят на родник за водой регулярно: пить, готовить, поить скот и даже гнать самогон. Но скоро это закончится.

«Землю с родником выкупила компания, которая занимается строительством торговых центров. Так что скоро здесь будет какой-то очередной магазин», — вздыхает Сергей Гдаль, и пока самые ловкие участники экскурсии стоят в очереди к роднику, предлагает остальным согреться ароматным напитком из необычных берестяных стаканчиков.

А мы движемся к Мареновской заимке — закрытой территории вокруг местной радиовышки. В начале XX века, рассказывает Гдаль, промышленник Маренов скупил в Колупаевке несколько десятин земли и устроил мясное производство. Он покупал у крестьян скот, отправлял животных на собственную скотобойню. И в итоге производил провизию для армии — отправлял заказы по железной дороге. Любопытно, что сам промышленник и его братья были староверами. Правда, разных общин. Так что на части своих земель они устроили кладбище для единоверцев — в России староверы какое-то время оставались бесправными и не могли официально хоронить своих усопших.



Радиовышку на костях староверов (и разного забитого скота) построили в конце 1930-х, перед войной. А по заверениям местных жителей, к староверам на кладбище подхоранивали и солдат в годы Великой отечественной войны.

Наше путешествие идет по улице Пальмовой и Хрустальной, Каменогорской и Учебной, Минеральному переулку и улице Волгоградской. Народ бодро топает, несмотря на мороз. Потому что впереди еще одна интересная часть истории. На этот раз — про цыган и староверов.

Цыгане полюбили Колупаевку за простор, уединенность (тогда это был далеко не центр города) и возможность строить дома по своему вкусу. На заре «нулевых» цыганское барокко тут цвело пышным цветом. Теперь же особнячки стали поскромнее, да и сами цыгане чуть спокойнее.

Удивительно, что буквально через улицу от резиденций баронов устроены молельные дома старообрядческих общин. Какие-то уже закрыты и не используются. В каких-то служения идут прямо сейчас. Одну из древних избушек для молельных служб привезли из Кременкуля и заново собрали в военные годы. Потом здание пришло в негодность и теперь стоит с плотно закрытыми ставнями. Многие местные и не догадываются, что в этом утлом домишке были уникальные иконостасы с иконами XVII—XVIII веков!



На вертлявых улочках сохранилось много домов-пятистенков. Есть и очень просторные, но одноэтажные усадьбы. Какие-то на современный манер обшиты сайдингом, а какие-то красуются старым деревом, облезлой краской, замысловатым узором резьбы.

«Аж до восьмидесятых годов XX века в Челябинске было запрещено строить двухэтажные частные дома. Поэтому так много старых и низких домиков, не только из дерева, но и из камня, такой сталинской архитектуры. Но кажется, от этого Колупаевка только выигрывает», — отмечает Сергей Гдаль.


Пока мы топчемся вокруг Мареновской заимки, на улицу выходят местные. А узнав, что огромная группа — это участники исторической экскурсии, просят проводить мероприятия чаще. Потому что над заимкой, оказывается, нависла угроза. В рамках КРТ территорию возле выявленного объекта культурного наследия хотят превратить в жилую — возвести тут 25-этажный дом. Или сразу два. И если каждый из группы слушателей сегодня подпишет петицию, то, может, общественников наконец услышат.

Сергей Гдаль уверен, что «трушная Колупаевка» — интересное место, где можно узнать родной Челябинск получше. Так что, возможно, авторские экскурсии по поселку, в котором уживаются цыгане, старообрядцы и пенсионеры, станут регулярным приключением для всех жителей города.