В Молодежном театре Челябинска 7 сентября открылся фестиваль современного искусства Pulse. Это второй театральный проект, своего рода лаборатория для экспериментальных форматов, иммерсивного театра и начинающих режиссеров. В честь открытия организаторы устроили перформанс прямо на улице Челябинска и почти ночью.

«Фестиваль — это один большой разговор для большого города, диалог о современном искусстве, и не только театральном. Почему Екатеринбург и Пермь движутся, а мы топчемся на месте. Этим и станет фестиваль — большим паблик-током с театральными критиками, музыкантами. Пусть это будет разговор поколений, разговор с подростками, с детьми. Не обязательно об искусстве. Может, про одиночество, недопонимание. Весь фестиваль такой. Наверное, поэтому он иммерсивный — максимально требующий зрительского участия», — рассказывает Иван Миневцев.


Отбор участников в Молодежном театре провели еще летом, при помощи театральных экспертов. Так в Челябинске оказался необычный спектакль «Мам, привет» Вики Приваловой, спектакль-игра «Кто ты» pop-up-театра Семена Александровского, иммерсивный LARP Анны Куликовой, эскизная попытка новичка Павла Никитенко и еще несколько перформансов и концертов.

«Выбор участников был нелегким. Хотя бы потому, что нужно было сосредоточиться только на спектаклях, которые можно привезти, которые встанут на почву, впишутся в стены, чтобы это было органично для города и зрителей», — уточняет Иван Миневцев.


Один из спектаклей, который легко вписывается в любой город и в любое сознание, как раз проект Вики Приваловой «Мам, привет». Это похоже скорее на выставку с аудиосопровождением и сеансом психоанализа. В этом действии нет актеров, помощника режиссера и билета с местом. Тут и действия как такового нет. Собранный из историй разных людей, перформанс погружает слушателя в тему отношений детей и родителей.


«Этот спектакль мы сложили из настоящих историй — просто устроили опен-колл, рассылали анкеты, брали интервью, слушали, записывали, успокаивали, сокращали. Тема всем откликнется, ведь у каждого есть мама и своя история. А у многих из нас есть дети, и история начинается заново. Кому-то повезло больше, кому-то меньше. В нашем проекте важны предметы, формы и то, как зрители могут с этим взаимодействовать. Здесь нет артистов, потому что разыгранные по ролям наши истории перестали бы быть настоящими. И не откликнулись бы так пронзительно», — делится Вика Привалова, для которой проект является немного личным.

«Это почти что психологическое исследование, отношения людей с мамами. И путь от конфликта к примирению. Так вышло, что наш проект — срез поколения, история детей из 1990-х. И постепенно зрители сами стали перформерами, брали предметы, взаимодействовали с ними. Лечь под стол, залезть в шкаф, понюхать духи — это интерактивная документальность. Получается чужая история, которая вдруг становится личной для каждого зрителя, он сам ее повторяет, погружается в нее», — добавляет Евгений Казачков.


Мы с Викой Приваловой и драматургом Евгением Казачковым провожаем последних гостей и сидим за круглым столиком, на советских стульях. И кажется, что вот сейчас на пороге появится чья-то мама и вкрадчиво так скажет: «А ну, расходитесь по домам, спать уже пора!»

Но это будет ближе к полуночи, а пока я стою в фойе Молодежного театра и скачиваю приложение-гид Izi travel, нахожу там спектакль «Мам, привет». Пальцы бегают по экрану смартфона, ноги идут на малую сцену: четыре пролета узких ступеней, мимо пожарной лестницы на чердак, направо, еще раз направо, четыре ступеньки — и я попадаю в большой черный зал.


Тут старый холодильник с магнитиками и стикерами, трюмо с зеркалом и пузырьками духов, лаковый шкаф, карта на стене и ковер на полу. Можно сидеть за столом и есть конфеты. Или рисовать мамин портрет гуашью, как в первом классе на 8 Марта. Прижаться щекой к шубе, вдохнуть запах духов, полить цветы, написать записку на холодильник. Вырванные куски разных квартир, таких типичных для поколения 1980—90-х.


Театральный критик Татьяна Джурова вспоминает, как пахнет ее мама

На каждом таком закутке номер дорожки аудиогида. И одновременно — как будто номер квартиры, где все происходило. В квартире № 5 мать душит ребенка заботой. А в 44-й, вы слыхали, Земфиру орут на все голоса. Товарищи, из 16-й кричат, — кажется, там кого-то бьют. О, а вы видели, как эту кралю из 47-й опять пьяную дочка домой привела?

Вокруг ходят зрители. Каждый в наушниках слушает истории, занимает очередь, подсаживается на соседний стул. Очень деликатно, чтобы не разрушить эмоции окружающих.


В ушах звучат чужие голоса, и они говорят слова, от которых больно. Прямо сейчас, и много лет назад, и на много лет вперед. Фразочки, которые мамы и бабушки бросали мимоходом или кричали в лицо: «Да ты тут вообще никто», «Потерпи, не развалишься». И в какой-то момент начинаешь плакать, даже рыдать. Слезами ребенка, которого мало обнимали, выключали свет, когда было страшно, хлопали дверью.


Можно нарисовать портрет своей мамы. Ну, попытаться.

Истории героев спектакля заканчиваются хорошо, почти. А чтобы закончить свою историю — несите ее домой. Плотно закрывайте за собой дверь шкафа, обнимайте мамин свитер, плачьте, злитесь, молчите, кричите. А когда слегка охрипнете — позвоните маме.


Вот такая получилась. Не похожа совсем, но получилась

Фестиваль современного искусства Pulse, с темой «Я (не) ребенок» будет играть со зрителями в Челябинске до воскресенья.В программе — историческая прогулка по Алому полю, выставки в GoGreen Center, музыкальные эксперименты и перформанс главрежа Молодежного Ивана Миневцева. А спектакль-выставка «Мам, привет» открыта для посещения каждый день с 18 до 19 часов.