Алиса Жихарева работает над серией картин, посвященной челябинским маршруткам. Девушка пишет акриловыми красками разбитые пазики, тесные «газели» и пассажиров, стоящих в узких проходах между креслами. Алиса неоднократно выезжала «в поле» и рисовала наброски, сидя на пассажирском сиденье. Через маршрутки она стремится показать характер Челябинска, ведь пазики до сих пор остаются неотъемлемой частью города.

«Маршрутки стали частью культурного кода российской провинции, у людей с ними есть много эмоциональной связи. И я думаю, что скоро эта связь станет ностальгической, потому что прогресс неминуемо идет вперед, и маршрутки когда-нибудь полностью заменят трамваи, автобусы, такси и самокаты. Пока маршрутки в Челябинске есть, я хочу задокументировать это явление в моих картинах»,

 — рассказывает Алиса Жихарева журналисту ИА «Первое областное».


Картины с маршрутками были вывешены на фестивале «Ктогород», несколько работ висят в галерее «Клоповник». Алиса занимается организацией мероприятий в галерее и иногда рисует дома. Недавно она окончила ЮУрГУ по специальности «графический дизайнер».


Тесно познакомиться с маршрутками Алисе пришлось несколько лет назад во время переезда в Ленинский район. До этого она жила в центре и передвигалась по городу пешком или на такси.

«Прошлым летом я села на 22-й маршрут у «Алмаза». На улице жарко, в пазике  душно, с людей катился градом пот, многие едут стоя в тесноте и вынуждены терпеть этот дискомфорт. Казалось, что мы едем на адской колеснице в адское пекло… Хотелось развить эту мысль, и так появилась идея создать серию картин о маршрутках»,

 — рассказала корреспонденту ИА «Первое областное» Алиса Жихарева.

Идея «адского пекла» обрела четкие черты после того, как Алиса увидела горящий автобус у Публичной библиотеки. В декабре 2020 года ПАЗ вспыхнул во время движения и остановился на парковке. Алиса как раз ехала мимо и смогла разглядеть из салона автобуса маршрутку, объятую пламенем. Горящий автобус художница запечатлела на холсте.


Алиса изучает «быт» маршруток — фотографирует на камеру телефона людей, пассажирские сиденья, объявления на окнах и другие элементы в салоне. В один из таких фоторейдов в объектив попала пожилая женщина с физалисами. Вскоре с фотографии женщина перешла на холст. Картина получилась колоритная, правда, многие думают, что художница нарисовала мужчину.

«Я называю эту картину „Бабка с физалисами“, а друзья — „Мужик с лимонами“. Мне кажется, это забавное свойство картины — сложно идентифицировать гендер героя»,— отмечает Алиса.


Несколько раз Алиса пробовала рисовать этюды прямо в салоне. Но работа шла плохо: девушка с красками и кистями привлекает много внимания. Пассажиры начинали спрашивать, что она рисует, и, что хуже, позировать. Алиса же стремилась запечатлеть людей в их естественном состоянии, поэтому сейчас она оставила попытки рисовать в транспорте и предпочитает незаметно фотографировать, чтобы потом использовать снимки дома.

«Ездить в маршрутке — это ежедневная мука, на которую челябинцы молча соглашаются. Многие едут стоя, терпят вонь, грязь вокруг и прячутся от дискомфорта в смартфонах. Маршрутка — инструмент унижения, и важным лейтмотивом моей серии стал тот факт, что люди просто привыкли, воспринимают его как нормальную часть своей жизни»,

 — заявляет Алиса.


В планах Алисы нарисовать полсотни картин о маршрутных такси. На сегодняшний день готово только девять. Девушка хочет запечатлеть спящих людей в городском транспорте, нарисовать место водителя и создать еще несколько работ с пазиками, охваченными огнем.


Сейчас Алиса ищет единомышленников — художников, фотографов или поэтов, у которых есть хоть какие-нибудь работы, посвященные маршруткам. Вместе с ними Алиса хочет организовать большую выставку. Связаться с Алисой можно через ее инстаграм.