Московский художник рассказал сайту «Первый областной» о работе над образом баронессы.

На этой неделе в Челябинский музей изобразительных искусств приехал московский художник Евгений Кравцов. Он пишет копию портрета баронессы Софьи Николаевны Стааль фон Гольштейн. Картина поедет в село Репное Воронежской области, где находится ее имение. В эксклюзивном интервью сайту «Первый областной» Евгений Кравцов рассказал, в чем уникальность портрета и какие проблемы приходится решать современному художнику.

На территории Воронежской области располагается бывшее имение Шатиловых-Стааль фон Гольштейн, Репейное — Алексеевское, в котором сейчас проходит реконструкция. Он принадлежало баронессе Софье Николаевне. Единственный портрет хозяйки имения, написанный Иваном Макаровым, находится в постоянной экспозиции Челябинского государственного музея изобразительных искусств. Воронежский областной художественный музей им. И. К. Крамского обратился к руководству музея с просьбой о копировании портрета Софьи Николаевны, чтобы ее образ украсил парадную залу отреставрированной усадьбы. С этой целью в Челябинск приехал художник Евгений Кравцов, известный своими работами по восстановлению живописи Храма Христа-Спасителя и большими пано новых интерьеров Большого театра. Он закончил Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества. В настоящее время полотна мастера демонстрируются на выставке учеников Ильи Глазунова «Ступени мастерства» в Московском манеже. Приступив к работе, Евгений Кравцов отметил сложность копирования живописной манеры Ивана Макарова, писавшего образ баронессы в 1859 году.

— Эта работа уникальна для меня и для тех людей, которые пригласили сюда сделать копию. Восстанавливается усадьба, она уже в завершающей стадии. Хотелось бы, чтоб там присутствовали подлинные вещи. Вот эта работа — портрет баронессы — эта та работа, которая действительно должна там быть. Но она принадлежит Челябинскому музею, восстановленное имение ограничится копией. Работа займет от 10 до 14 дней, — рассказал Евгений Кравцов. — Написать копию портрета Софьи Николаевны Стааль фон Гольштейн непросто.

Евгений все время с утра до вечера проводит в картинной галерее с кистью в руке. Вечером прогуливается по Кировке, рассматривает улицу и людей.

— Челябинск я так и не понял. Успел проехать по городу из аэропорта. Он поразил своим размахом. А центр такой культурный, симпатичный, благоустроенный. Но по центру судить нельзя обо всем городе. Скорее это диаметральные вещи — центр и окраина, — поделился впечатлениями художник.

В наше время трудно «пробиться» в художники. Большая конкуренция, малый спрос. «Пробивать» нужно мастерством и упорным трудом. Евгений, будучи заведующим кафедры одного московского художественного училища, будет, наоборот, отталкивать поступающих студентов, уговаривать их не связываться с красками.

— По своей деятельности много общаюсь с начинающими художниками. Первое мое предложение — не ходите сюда. В художники не нужно затягивать, надо гнать! Кто хочет, тот сам пролезет. Кому не очень нужно, значит, и не нужно. Профессия на самом деле тяжелая в наше время, неблагоустроенная. Мало устроенных художников в жизни. Слава богу, я с этим не сталкивался. Оглядываюсь вокруг и вижу, что немногие нашли себя. У нас очень большая сеть художественных образовательных учреждений, которые достались нам из советской эпохи. Тогда была очень востребована эта профессия. Нужно было много художников, которые отслуживали потребности партии, правительства. Вот и остались заведения, которые продолжают готовить и выпускать ненужное в наше время большое количество художников. Хотя, это не плохо, получается естественный отбор. Только нельзя говорить о подобном отборе, когда не устраиваются судьбы людей, — рассказал мастер.

Человек, который твердо решил стать художником, не должен сжигать мосты, считает Евгений. Путь очень долгий, неизвестный. Всегда должна оставаться возможность перейти в другую профессию. Ведь так много людей, которые ошиблись с выбором.

— Кто-то меняет профессию, некоторые бедствуют или пьют. Девушки часто выходят замуж и забывают о работе. В нашей армии очень мало художников творческих. Даже с благими начинаниями, люди, приходящие в профессию зарабатывают деньги. Творчеством занимаются единицы. Хотел бы развенчать некоторые представления публики о том, что художник — это некий творец, который приходит и что-то весело творит. Это практически всегда работа, от которой мы получаем или не получаем удовольствия. Художник должен иметь власть над собой. Себя заставлять, держать в руках, принуждать. Когда над тобой нет начальников, нужно каждый день заставлять себя работать, даже если не хочется. Помимо того, что это большой труд, нужно обладать такими качествами, как владение собой.

Я разделяю свою деятельность на две части. Одна сугубо профессиональная, где я занимаюсь достаточно качественной работой в академическом ключе. Есть большой спрос, потребность людей в моих работах. Но академический ключ — не та линия, которая мне интересна. У меня сложилась достаточно аскетичная, скромная, монохромная манера со строгими сюжетами, с каким-то моментом минимализма. Это моя серия, которая нравится. Хотя я не могу сказать, что нахожусь в стабильном состоянии. Вся жизнь — это, во-первых, постоянная учеба, а во-вторых, экзамен на профпригодность. Вот сейчас пишу эту работу и экзаменую себя на профпригодность: могу или не могу. Не могу сказать, что радуюсь от своих произведений, обычно — это разочарование, не тот уровень, хочется лучше, а получается опять не так как хотелось бы. Это вечное самоедство, поэтому позитивного не прибавляет, — заключил Евгений Кравцов.